Интервью директора РУСДРАМа Ираклия Хинтба, опубликованное на сайте журнала «Театрал».
«Театрал» продолжает следить за жизнью театров русского зарубежья. О том, как гастроли в Россию помогли сохранить творческую форму труппы, и почему 2020 год стал прорывным для театра, рассказал директор Государственного русского театра им. Искандера (Сухум, Абхазия) Ираклий Хинтба.
Ираклий Ревазович, Русскому театру Абхазии второй раз за год приходится приостанавливать свою работу из-за пандемии коронавируса. Не разрешено показывать спектакли даже при 25-процентной заполняемости, как было в Москве, например. Как сказывается трехмесячный вынужденный простой на творческой атмосфере в коллективе? Смогли ли вы сохранить труппу и рабочий настрой актеров?
Для любого театра вынужденная остановка работы, особенно длительная, - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы в этот сложный период коллектив не расслаблялся, не утрачивал энергию, не терял квалификацию и, главное, - желание работать. Мы старались поддерживать благоприятную творческую атмосферу, хороший настрой и заниматься тем, чем было возможно – онлайн-проектами, съемками телеверсий спектаклей, репетициями. Наши артисты прошли онлайн-курсы повышения квалификации, организованные ГИТИС. Немало сделали по укреплению материально-технической базы театра.
Поэтому мы готовы к немедленному возобновлению работы. Нам не понадобится времени на раскачку. Составили февральскую афишу, и наши зрители, которые безумно скучают по театру, устремились покупать билеты в надежде на скорую встречу с артистами. Все в ожидании открытия, потому что уже, мне кажется, всем очевидно, что театры могут и должны работать - конечно, при соблюдении необходимых санитарно-эпидемиологических требований. Мы сами сформулировали предложения по организации нашей деятельности и надеемся, что в ближайшее время все это найдет отражение в государственных решениях.
Для зрителей закрыт театр, но актеры имеют право репетировать? С какими новыми постановками вы выйдете к публике после 10 февраля, когда истекает срок ограничительных мер и, как вы надеетесь, вам разрешат работать?
Слава Богу, мы имеем возможность репетировать - конечно же, с соблюдением всех мер предосторожности. За время вынужденного простоя были подготовлены две премьеры, причем, в новом для нашего театра жанре моноспектакля. Первая работа - по знаменитому произведению абхазской литературы «Последний из ушедших» Баграта Шинкуба (автор спектакля - Джамбул Жордания), вторая - спектакль режиссёра Марии Романовой «Бродский», в котором на основе поэмы «Шествие» и других произведений поэта показан внутренний мир взрослеющего Бродского и его расставание с иллюзиями, но самое главное - это личное высказывание актрисы Миланы Ломия. Моноспектакли готовы к показу, они будут идти на камерной сцене Арт-фойе. Мы рассчитываем показать обе премьеры в феврале.
Насколько насыщенной была театральная жизнь с июня по октябрь, когда после первого локдауна вы продолжили свой 39-й театральный сезон?
На самом деле, я не могу сказать, что 2020 год был для нас неудачным. Этот год научил нас выживать в самых сложных условиях, мобилизовываться и сохранять уверенность в завтрашнем дне несмотря ни на что. Этот год помог многим артистам пересмотреть отношение к профессии. Молодые актеры стали отчетливей понимать смысл и предназначение своего служения. Год рефлексии, переосмысления, углубления… Возрастает понимание, что главное в деле актера не столько внешний эффект и эмоция, сколько способность осознавать и транслировать смыслы. Я убежден, что артист – это благородная, высокая профессия, требующая колоссальной работы над собой. Это высокое призвание, привилегия, которую надо заслужить.
За тот небольшой период в середине года, когда ослабли ограничения и театр возобновил работу, мы компенсировали многое из упущенного - бесконечно играли, выпускали премьеры. По итогам года выполнили план по количеству сыгранных спектаклей, хотя не работали половину сезона. И выпустили с известным санкт-петербургским режиссером Марией Романовой две прекрасные премьеры по произведениям Федерико Гарсии Лорки – «Кровавая свадьба» и «Радость вопреки всему».
Спектакль «Кровавая свадьба» стал прорывным для нашего театра, заметно повлиял на нашу способность работать с энергиями и смыслами. Такой особенный спектакль мог появиться только в «ковидном» 2020 году, предоставившим много времени на репетиции и работу над собой. Мы репетировали «Кровавую свадьбу» непрерывно шесть месяцев, постоянно что-то пробовали, меняли, переосмысливали в процессе, приходили к личным творческим открытиям. В результате появился спектакль, которым мы гордимся.
Спектакль «Радость вопреки всему» - чудесная, тонкая, чувственная работа о Лорке, его личностном, творческом, художественном мире, о театре – где великолепно проявляют себя молодые актеры. Название спектакля стало нашим девизом. Мы радуемся вопреки всему, даже в самые непростые времена!
Не имея возможности играть спектакли дома, Театр Искандера провел успешные гастроли в нескольких российских городах, побывал на престижных фестивалях. Как вам это удалось?
Нам повезло, что в тот период, когда нас пригласили на гастроли, в Российской Федерации театры работали. Хотя мы не смогли, к сожалению, попасть в Псковскую область с гастролями, потому что буквально за неделю до нашего выступления там был объявлен карантин. Но мы успели выступить на фестивале в Липецке, а затем сыграть наши спектакли в Смоленске в рамках программы «Большие гастроли» и в Великом Новгороде на фестивале Ф.М.Достоевского. Венцом нашего гастрольного тура стало выступление в Москве, где мы удостоились чести открыть II Фестиваль русских зарубежных театров спектаклем «Кровавая свадьба». Мы искренне благодарны Министерству культуры Российской Федерации, Росконцерту за включение нашего театра в столь престижные гастрольные и фестивальные проекты.
Эти гастроли оказались для нас без преувеличения спасительными. Мы играли спектакли, актеры получали новые впечатления, вдохновлялись приемом публики, новыми сценами, новыми городами. Это позволило театру сохранить себя. И тот заряд, который мы получили на гастролях, все еще нас энергетически питает.
Нынешний театральный сезон для Государственного русского театра им. Ф. А. Искандера юбилейный – 40 лет единственному русскому театру Абхазии. В нынешнее время, наверное, сложно что-то планировать. Но у вас наверняка намечены премьерные постановки, которые сделают юбилейный сезон особенным для зрителей?
Планов много, но год непредсказуемый, поэтому пока скажу лишь об одной, я бы сказал, уникальной премьере, намеченной на начало апреля - «Солярисе» С. Лема в постановке Артема Устинова. Уже определились с составом исполнителей, приступаем к репетициям в начале февраля. Постановок «Соляриса» сегодня практически не отыскать, да и творческая команда собирается впечатляющая: помимо Артема Устинова, это художник-постановщик Юлиана Лайкова, которая сотрудничает с лучшими российскими и зарубежными театрами, и художник по свету Денис Солнцев – выдающийся мастер, лауреат «Золотой маски». Пригласим также хореографа и композитора. Столь талантливая постановочная команда сможет, уверен, из научно-фантастического романа сделать глубокое высказывание о человеке, о каждом из нас.
https://teatral-online.ru/news/28790/