Авторизация:

История

Абхазы – один из древнейших коренных этносов Кавказа, язык, культура и традиции которого наиболее близки и родственны северокавказским народам: абазинам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, убыхам. В языковом от­ношении все они составляют абхазо-адыгскую группу кавказской семьи языков.

Абхазия – небольшая многонациональная страна (около 240 тыс. жителей). Помимо абхазов, в ней проживают армяне, грузины, русские, греки, эстонцы, турки, поляки, евреи, немцы, представители других национально­стей. Здесь мирно уживаются люди разных конфессий – православные, ка­толики, мусульмане, протестанты, иудеи. Абхазы исповедуют различные верования: традиционную религию (язычество), православное христианство, суннитский ислам.

Первые упоминания об абхазах содержатся в ассирийской надписи XII в. до н.э. (надпись Тиглатпаласара I) под именем «абешла», в античных греко-римских источниках I–II вв. н.э. зафиксированы «апсилы» и «абасги». На их генетическую связь с абхазским народом указывают этнонимы «апсуа» (са­моназвание абхазов), «абаза» (самоназвание абазин, родственных абхазам), «обезы» русских и «абхазы» грузинских летописей. Свою родину абхазы называют «Апсны».

Абхазия в I-II веках н.э.

Предки абхазов были одними из создателей мегалитической (дольмены, кромлехи) культуры на Западном Кавказе в III тысячелетии до н.э., а в нача­ле I тысячелетия до н.э. – колхидско-кобанской металлургической провин­ции. В VIII–VII вв. до н.э. они освоили навыки производства и обработки железа, нашедшие яркое отражение и в героическом нартском эпосе абха­зов в образе кузнеца Айнара.

В VII–VI вв. до н.э. через территорию Абхазии по меото-колхидской дороге в Переднюю Азию проходили скифы, часть из которых осела и сме­шалась с местным древнеабхазским населением. Уклад городской жизни (Диоскуриада –  совр. Сухум; Гюэнос, или Гиэнос – совр. Очамчыра; Эшерское городище близ Сухума; Питиунт, или Питиус – совр. Пицунда), а вместе с ним и государственность на территорию Абхазии привнесли в первой по­ловине VI в. до н.э. древние греки, связавшие затем местные окрестные общины в единую систему экономических отношений.

В первые века н.э. древнеабхазские племена были объединены в ранне­классовые образования (Абасгия, Апсилия, Санигия), которые являлись орга­нической, хотя и периферийной, частью римско-византийского культурно­го мира. В прибрежных крепостях Питиунта, Себастополиса и Зиганиса стояли римские когорты, а в Египте находилась «Первая когорта абасгов». В VI–VIII вв. н.э. через Абхазию на Северный Кавказ проходили три ответ­вления «Великого шёлкового пути» – дороги через Абасгию, Апсилию и Мисиминию. Во II–VII вв. н.э. древнеабхазские племена создали самобыт­ную «цебельдинскую культуру». В местных воинских захоронениях найде­ны самые ранние на территории бывшего СССР мечи III–IV вв. из дамас­ской стали.

По церковному преданию, первую христианскую проповедь предки абха­зов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III–IV вв. в Питиунте образовалась первая на Кавказе христианская община, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском цер­ковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло хри­стианство в 30–50-ых гг. VI в. при императоре Юстиниане Великом. Первым пастырем у абасгов был Евфрат, у апсилов –  Константин. В Константинополе существовала специальная школа, где обучались дети абасгов. В древнегрузинском источнике «Мученичество Або Тбилели» (VIII в.) прямо говорится о христо­любивой «стране Абхазия». К этому времени уже сформировалась единая абхазская феодальная народность.

Абхазское царство

Абхазское царство

В течение VIII–X вв. существовало Абхазское царство, первым царём ко­торого был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана и двою­родный брат императора Византии (оба они были внуками хазарского кагана, а их матери – родные сёстры). Благодаря этому счастливому обстоятельству, Абхазское царство получило тогда «международное признание». Являясь щитом от арабских нашествий, Абхазия присоединила всё Западное Закавказье. Царство достигло своего расцвета в X в. при царе Ге­оргии II, который активно способствовал христианизации Алании (Осетии). В этот период в местной церковной архитектуре выделяется особая «абхазо-аланская» школа византийского зодчества.

Абхазский царь Леон VIII

Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III,  Баграту II по абхазской царской династии Леонидов  (978–1014), который унаследовал абхазс­кий престол по материнской линии (абхазка по имени Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил гене­алогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь имен­но с этой династией. С него началось формирование нового государства – «царства абхазов и картлийцев», которое ещё несколько столетий продол­жало называться «Абхазским». В XIII столетии «царство абхазов и картлийцев» распадается.

«Анакопия». Документальный фильм. ТВ-студия "Медиа-Аспект", г. Сухум.

В XIII–XV вв. Абхазия попала в сферу политико-экономического влия­ния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий: Сан-Себастьян (Сухум) стал важным торгово-эко­номическим центром региона, в котором проживали люди разных народно­стей и конфессий. В XVI–XVIII вв. Абхазское княжество находилось под протекторатом султанской Турции. В этот период здесь получает распрост­ранение ислам суннитского толка.

С конца XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шервашидзе), Абхаз­ское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Чер­номорское побережье от Анапы до Батума. В мае 1808 г. Келешбей был убит. Владетелем стал его старший сын Асланбей.

Грамота

В июле 1810 г. русский военно-морской десант с боем взял Сухум-Кале. Законный владетельный князь Асланбей Чачба вынужден был ос­тавить крепость. Прибрежная часть Абхазии, за исключением значитель­ных территорий вольных горских обществ, присоединилась к России. На абхазский престол царские власти возвели своего ставленника Сефербея Чачба, который принял крещение и новое имя Георгий. Одной из отличительных черт Абхазского княжества являлось то, что, в отличие от Грузии, с вхождением в Россию оно не утеряло полностью своей го­сударственности. С 1810 по 1864 гг., находясь в составе России, княже­ство сохраняло автономное управление, которое просуществовало доль­ше других на Кавказе. В 1864–1917 гг. Абхазия («Сухумский военный отдел», с 1883 г. «Сухумский округ») была подчинена царской админис­трации на Кавказе.

Келешбей Апсха. Рис. Батал Джапуа

Келешбей Апсха. Рис. Батал Джапуа

В XIX столетии Абхазия всё ещё занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепост­ного права, все категории крестьян являлись собственниками своей земли, а свободные общинники составляли 3/4 населения страны. В систему «горс­кого феодализма» Абхазии крепко вжились элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абха­зии была сельская община, которая объединяла все слои населения – выс­шие и низшие сословия –  и была пропитана молочным родством («аталычество») феодалов с крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.

В условиях хуторского землевладения пахотные наделы не являлись соб­ственностью всей общины, а находились в посемейной или подворной соб­ственности абхазов. Общими для всех и открытыми для пользования были только пастбища и леса. Хозяйство абхазов носило натурально-потребитель­ский характер. Они занимались скотоводством, земледелием, виноделием, пчеловодством, обработкой кожи, древесины, гончарным и шорным делом, ткачеством, приготовлением пороха и др. Абхазы традиционно испытыва­ли неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их позорными и унизительными для народа-воина.

Князь Шервашидзе

В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний 1866 и 1877 гг. абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населе­ния вынуждено было покинуть родину и стать беженцами (махаджирами) в Турции. В течение тридцати лет, с 1877 г. по 1907 г., абхазы за неоднократ­ные возмущения и бунты считались в царской России «виновным населе­нием». До 1864 г. однородная в этническом отношении страна во второй половине XIX в. подверглась колонизации не только со стороны русских, греческих, армянских, болгарских, немецких, эстонских и других новопо­селенцев. Начиная с 70-80-х годов XIX в. из прилегающих районов Западной Грузии сюда хлынули представители картвельских народов, в основном мегрелы. Тогда же, в 1877 г., в газете «Тифлисский вестник» появляется про­граммная статья грузинского общественного деятеля Якоба Гогебашвили. В ней, в частности, говорилось, что «мингрельцы должны явиться первыми заместителями выселившихся абхазцев». В результате стремительных процессов перемещения населения этнодемографическая ситуация в стра­не резко изменилась. Так, если в 1886 г. абхазы составляли 85,7% населе­ния, то в 1897 г. – лишь 55,3%.

Картвельская колонизация Абхазии оказалась настолько бурной, что на­сторожила царские власти. Русские интересы в Абхазии напрямую столк­нулись с грузинскими. Представители грузинской церкви, интеллигенции, различных политических партий и течений всё отчетливее предъявляли свои притязания на Абхазию. В результате политики «разделяй и властвуй» в 1905 г., в период революционных событий в России, грузино-абхазские противоречия до крайности обострились. Абхазы воспринимали всё происходящее на их родине как «грузинскую революцию» и выступили на стороне прави­тельства против этих «революционеров». По инициативе председателя пра­вительства России П. А. Столыпина, в 1907 г. специальным указом Николая II с абхазов была снята «виновность».

После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединен­ных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8 ноября 1917 г. на съезде в Сухуме был избран парламент – Абхазский Народный Совет, который при­нял Конституцию и Декларацию абхазского народа. 11 мая 1918 г., на Батумской международной мирной конференции, была провозглашена «Горская республика» (Северо-Кавказская республика). Вместе с Дагестаном, Чеч­нёй, Осетией, Кабардой в эту федерацию вошла и Абхазия. Тем самым была восстановлена Абхазская государственность, утерянная в июне 1864 г.

Однако в июне 1918 г., в нарушение всех договоренностей, войска только что (26 мая 1918 г.) провозглашенной Демократической Республики Грузия при прямой военной поддержке имперской Германии оккупировали территорию Абхазии. Правительство Горской республики выразило герман­скому правительству и Грузии резкий протест и расценило эти действия как акт агрессии против Абхазии и всего Северо-Кавказского государства. По­литика меньшевистского правительства Грузии вызывала крайнее недоволь­ство многонациональной Абхазии, что и облегчило установление здесь со­ветской власти 4 марта 1921 г. Новый режим воспринимался как избавление от репрессий и вооружённого вмешательства Грузинской республики.

Сначала большевики предоставили Абхазии свободу политического вы­бора, который был реализован провозглашением независимой ССР Абха­зии (31 марта 1921 – 17 февраля 1922 г.). Уникальность этой ситуации зак­лючалась в том, что Абхазия около года формально была независима как от Советской России, так и от Советской Грузии. В декабре 1921 г. лидеры Аб­хазии под сильным нажимом Сталина и Орджоникидзе вынуждены были заключить с Грузией «особый союзный договор», ратифицированный в фев­рале 1922 г., который зафиксировал равноправие двух республик. 30 декаб­ря 1922 г. полномочный представитель ССР Абхазии Н. Акиртава подписал Договор об образовании СССР.

С февраля 1922 г. и вплоть до февраля 1931 г. ССР Абхазия называлась «договорной». Первая советская Конституция была принята в Абхазии в апреле 1925 г. III Всеабхазским съездом Советов. В феврале 1931 г. под давлением Сталина договорная ССР Абхазия была преобразована в авто­номную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос был решён в Тбилиси на VI Всегрузинском съезде Советов (19 февраля 1931 г.). Попрание суверенных прав Абхазии, низведение её стату­са до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18-26 февраля 1931 г.), выразив­шему недоверие правительству и советской власти.

Сария и Нестор Лакоба

Сария и Нестор Лакоба

После смерти 28 декабря 1936 г. председателя правительства Абхазии Нестора Лакоба, который был отравлен в Тбилиси на обеде в доме Л. Берия, начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На респуб­лику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами прово­дилась политика грузинизации: абхазская письменность была переведена с латинской на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топо­нимы заменялись грузинскими, обучение в школах стало вестись на гру­зинском языке, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселен­ческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения. За период 1937-1953 гг. из внутренних районов Гру­зии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно уве­личило их долю в составе населения Абхазии.

Великая Отечественная война.

Во время Великой Отечественной войны сыны и дочери Абхазии сражались на всех фронтах – в небе, на земле и на море. Это 55,5 тысяч доблестных воинов многонациональной автономной республики: абхазы, русские, грузины, армяне, греки, эстонцы и другие народы.

Обстановка осложнилась в связи с приближением противника к границам Абхазии. Начинается строительство оборонительных укреплений, бомбоубежищ, блиндажей и т.д. В Абхазии были созданы истребительные батальоны.

В августе 1942 г. фашистские войска вторглись в пределы Абхазии. Были заняты Клухорский, Марухский и Санчарский перевалы, а 27 августа – высокогорное село Псху. Над побережьем стали летать самолёты противника, которые бомбили Сухум и другие пункты Абхазии.

В начале сентября 1942 г. 46-я армия под командованием генерала К. Леселидзе перешла в наступление. Первый бой с немецкими элитными «эдельвейсами» в с. Псху приняли бойцы Гудаутского батальона во главе с Р. Губаз и М. Сабашвили, 9 сентября оно было освобождено. В начале 1943 г. германские войска были отброшены за пределы Абхазии.

Горняки Ткуарчала, работники сельского хозяйства, школьные бригады героически трудились для нужд фронта. Развернулось массовое движение по сбору средств на вооружение. Крупные суммы были собраны на строительство конкретных торпедного катера «Комсомолец Абхазии», танковой колонны «Колхозник Грузии», самолётов «Осовиахимовец Абхазии» и др. Значительные денежные средства были внесены председателями колхозов, рядовыми гражданами, учащимися школ.

Воины Абхазии героически защищали свою Родину в Брестской крепости, на Кавказе, на подступах к Москве, у стен Ленинграда и Сталинграда, под Севастополем, Новороссийском и Одессой, освобождали страны Европы.

Из 55,5 тыс. воевавших сыновей и дочерей Абхазии 17.430 не вернулись домой. Среди которых Герой Советского Союза В. Харазия, лётчик-штурмовик К. Агрба, повторивший бессмертный подвиг Гастелло, защитник «Дома Павлова» А. Цугба, защитник Брестской крепости Х. Мхонджия. Двадцать два воина из Абхазии стали Героями Советского Союза. Среди них дважды Герой Советского Союза В. Попков, Герои Советского Союза М. Кантария, Д. Тавадзе, Я. Кокоскерия, Я. Иоселиани, Р. Барциц, В. Габлия, Г. Дермановский, А. Чакрян и др. Первая лётчица-абхазка М. Авидзба из женского авиаполка в качестве штурмана звена совершила 477 боевых вылетов и сбросила на врага 64 тыс. тонн бомбового груза. Были у нас генералы и полковники: Х. Харазия, К. Аршба, Л. Голандзия, Н. Симония, Г. Зантария и др.

Героически защищали свою Родину и участники партизанского движения, движения Сопротивления, подпольщики, работавшие в тылу врага.

Шла война, а между тем, во второй половине 1944 г. по инициативе секретаря Абхазского обкома партии А. Мгеладзе группе представителей абхазской педагогической интеллигенции было предложено подготовить рекомендации по переводу абхазских школ на грузинский язык обучения. Необходимо было «доказать», что сложившаяся система обучения в абхазских школах тормозит развитие абхазской национальной культуры. Некоторые считали, что обучение в абхазских школах на родном, а с 5-го класса на русском языке якобы мешает учащимся получить знания и после окончания средней школы они не могут поступать в высшие учебные заведения. Это дало повод группе педагогов говорить о необходимости перевода обучения в абхазских школах на грузинский язык с начальных классов.

9 января 1945 г. была создана комиссия, которая в марте представила свои предложения. В заключении комиссии говорилось, что «перевод обучения в абхазских школах на грузинский язык явится большим стимулом в успешном развитии абхазского народа».

13 марта 1945 г. бюро Абхазского обкома приняло постановление «О мероприятиях по улучшению качества учебно-воспитательной работы в школах Абхазской АССР», где, в частности, говорилось: «Учитывая наличие общего алфавита и лексическое сходство грузинского и абхазского языков, а также знание значительной частью абхазского населения грузинского языка, общность материальной и духовной культуры родственных грузинского и абхазского народов, перевести обучение в абхазских школах с 1945-1946 учебного года на грузинский язык».

Всё это требовало срочного решения проблемы подготовки педагогических кадров, ибо из 1.726 учителей начальных классов, знающих грузинский язык, среднее педагогическое образование имели только 397 человек. В связи с этим стали срочно открываться новые педагогические училища в городах Абхазии. Кроме того, из всех районов Западной Грузии были приглашены преподаватели для училищ и школ.

Это мероприятие вызвало новый приток пришлого грузинского населения. Только за период с 1939 по 1959 гг. оно увеличилось на 66257 человек, в то время как число абхазов – на 4996.

13 июня 1945 г. ЦК КП Грузии утвердил постановление Абхазского обкома о реорганизации абхазских школ. Все абхазские школы перешли с этого времени на грузинский язык обучения. В связи с этим небезынтересно вспомнить, как характеризовал этот тёмный период в истории Абхазии на пленуме ЦК КП Грузии в июне 1978 г. Э.А. Шеварднадзе: «Такие акции, как закрытие школ на родном языке, притеснение национальных институтов, практика абсолютного недоверия в кадровой политике и другие… так просто не предаются забвению… Урок Абхазии говорит о многом».

В завуалированной форме демографическая экспансия грузин продолжалась и в постсталинский пе­риод. В результате, если в 1886 г. в Абхазии грузины составляли всего 6% населения, в 1989 г. их стало уже 45,7%. Массовые митинги и демонстра­ции с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 и 1989 годах.

В 1989–1990 гг. парламент Грузии в одностороннем порядке стал при­нимать решения, которые игнорировали межгосударственный характер от­ношений Абхазии и Грузии и, по существу, вели к упразднению абхазской государственности. Тбилиси признал незаконными и недействительными все государственные структуры советского времени с февраля 1921 г. В от­вет Верховный Совет Абхазской АССР 25 августа 1990 г. принял Деклара­цию о государственном суверенитете Абхазии.

Источник: «История Абхазии с древнейших времен до наших дней». Лакоба С. З. и Бгажба О. Х. М., 2007;