Авторизация:

Абхазская диаспора

Махаджирство

Конец XVIII века и весь XIX век – черная страница в истории абхазов и других народов Кавказа, многие из них оказались на грани полного исчезновения. Развязав Кавказскую войну, Царская Россия стала причиной насильственного исхода населения в Турцию, известного в истории как «махаджирство». Кавказовед А.Н. Генко писал о том, как махаджирство отразилось на судьбе адыгов (черкесов), убыхов и абхазов, которые «оказались после выселения или совсем не представленными в числе народностей Кавказа, или же сохранили немногие обломки некогда многочисленных и богатых поселений. Махаджирство затронуло также чеченцев, дагестанцев, осетин, ногайцев и другие кавказские народы. «Кавказская миграция – беспрецедентный случай в истории человечества за последние двести лет (сравнимый разве что с Великим исходом евреев из Египта), когда в результате войны один народ адыги (современные черкесы, кабардинцы и адыгейцы) – были выселен почти полностью (около 90% населения), а другие – частично» – Курейтов Р.Х.

Конец Кавказской Войны

Во время похода только одного казачьего атамана Власова в 1822 году за Кубань было сожжено 17 черкесских аулов, угнано несколько тысяч голов скота, уничтожены посевы. О другом жестоком «покорителе» Кавказа, генерале П. С. Котляревском А С. Пушкин писал:

О Котляревский, бич Кавказа!
Куда ни мчался ты грозой –
Твой ход, как черная зараза,
Губил, ничтожил племена...
(«Кавказский пленник»)

Страшную картину разорения горского аула нарисовал позднее и Л. Н. Толстой в своей повести «Хаджи-Мурат». В официальных материалах того времени нередко можно встретить и такое сообщение, что генерал Засс «решился... предпринять движение для истребления абхазского аула Гурмая, лежащего у вершин Ходза...». Адольф Берже о результатах другого похода, совершенного царским отрядом в абазинский Дударуков аул, писал: «Существовал до 1829 года... был совершенно разрушен нашими войсками».

В 1866 году в селе Лыхны вспыхнуло восстание, распространившееся до Сухума. Основной причиной возмущения явилась подготовка к проведению крестьянской реформы. Российские чиновники не учли местные особенности страны, внутренняя жизнь которой, в отличие от России, Грузии и соседней Мегрелии, была лишена крепостнических отношений. Вслед за разгромом восстания на Абхазию обрушилась волна репрессий, произошло поголовное разоружение народа, вплоть до кинжалов. Участников восстаний царские власти выселяли в крайне неблагоприятные климатические районы Севера и Сибири. В апреле-июне 1867 года махаджирами, вынужденными переселенцами в Турцию, стали около 20 тысяч человек. Больше всего пострадали Дальское ущелье и Цебельда.

Выступление абхазов на стороне турков, связанное с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 годов, повлекло политические репрессии. За участие в этом восстании абхазы были объявлены «виновным» населением, их отправляли на каторгу и ссылку в отдаленные российские губернии. В 1877 году махаджирство абхазского населения в Турцию достигло пика: Абхазию покинули еще 50 тысяч абхазов. Страна практически опустела. Абхазия стала заселяться другими народами, прежде всего лояльной России частью грузин (в основном мегрелами), а также русскими, греками, армянами, болгарами, эстонцами, немцами. Так, если в 1886 году абхазы составляли 85,7% населения Абхазии, то в 1897 году их было уже 55,3%.

Точных цифр насильственно выселенных на чужбину абхазов нет, так как процесс изгнания их со своей родины продолжался в течение всего XIX века вплоть до 1918–1919 годов. По различным данным от 500 тысяч до миллиона абхазов живут вне пределов своей исторической родины. Наиболее многочисленная абхазская диаспора проживает в Турции, а также в Иордании, Сирии, Египте, Европе, США и Канаде – всего около 60 стран расселения.

Большая часть переселенцев-махаджиров была разбросана по всей Анатолии (совр. Турция). По пути на чужбину и на новых местах жительства переселенцы гибли тысячами. Особенно много их погибло в лагерях для переселенцев. По сей день вблизи Трапезунда, Самсуна и Кефкена имеются огромные кладбища изгнанников.

По мнению историка Г. А. Дзидзария, изложенном в книге «Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия», главными причинами махаджирства являлись - колониальная политика царизма на Кавказе; агрессивные акции султанской Турции, стремившейся к удержанию этого края; провокационная роль западных, особенно английских колонизаторов, стоявших за спиной Турции и добивавшихся ослабления России на Ближнем Востоке; предательская роль местной реакционной туркофильствующей феодальной знати, религиозный фактор. Также, по мнению исследователя, переселению содействовали стремление царских властей и местной знати избавиться от «ненадёжных» и «вредных» элементов и получить дополнительные земельные фонды; родоплеменные и псевдородственные отношения и т.д.

Кавказская армия

Активизация военных действий вызвала отчаянное сопротивление горцев Западного Кавказа, их попытки объединиться для совместной борьбы против царской России. Г. Дзидзария убедительно показал, что именно западные абхазы-садзы и убыхи являлись последним оплотом сопротивления горских народов Кавказа и что на завершающий этап Кавказской войны приходится одна из самых крупных волн махаджирства. По подсчётам Г. Дзидзария, общее количество махаджиров в этот период достигло около 1 миллиона человек, из них почти 100 тысяч абхазо-абазинской и убыхской этнической принадлежности.

Молодых людей из переселенцев стали призывать в армию, и они принимали активное участие в войне 1877-1878 гг. на стороне Турции. Вместе с тем, отчаянное положение изгнанников – голод, нужда вынуждали других, чтобы выжить, даже заниматься разбоем. Но большая их часть, как отмечалось, была «наиболее трудолюбивой, хотя и наиболее трудноуправляемой». Так, полковник Чарльз Уильсон писал, что «абхазы, кабардинцы, абадзехи, шапсуги красивое племя; они сильнее, мужественнее, смышленее местных крестьян и способны к образованию». Все они известны под общим названием «черкесы».

Через несколько лет после переселения в среде кавказских эмигрантов началось движение за полную независимость от князей и дворян. Часть абхазов стала покидать сёла и организовывать крестьянские общины. Другая часть, например, жившая в районе г. Адапазара, не найдя общего языка со своими князьями, переселилась в район г. Дюздже. В результате этого движения многие князья и дворяне стали переселяться в город.

Турция проводила политику рассеивания «черкесов» по всей стране и даже выдвигались проекты по выселению их в Восточную Анатолию. И лишь вмешательство абхазов Хусейна Рауфа Орбай (Ашхаруа), бывшего в 1922-1923 гг. главой Турецкого правительства (председатель совета комиссаров Турции), Фетофи Ашванба и полковника Рушбея Кобашь (Бганба) помешало осуществлению этого плана. Тогда правительство стало проводить по отношению к кавказскому населению политику отуречивания.

Абхазы в Турции делятся на ахчыпсаа, бзыпаа, дал-цабалаа, цвиджаа, абжуаа, гумаа, садз-хылцысаа, акуаа; абазины делятся на ашвуаа и ашьхаруаа. И тех, и других называют общим именем «абаза».

Активную просветительскую деятельность среди махаджиров вёл преподаватель М. Бутба, который издал для них в Стамбуле (1919 г.) абхазский букварь.

В начале XX века были созданы «Черкесское благотворительное общество» и «Черкесское культурно-просветительское общество».

Во время революции в Турции в борьбе за республику одними из первых поддержавших Кемаля Ататюрка были кавказские партизанские отряды, в основном сформированные из адыгов и абхазов. Они составляли его ближайшее окружение. Между тем, часть кавказской аристократии, пользовавшаяся при султане привилегиями, не поддержала революции и при поддержке Антанты и греческого правительства даже – безуспешно – пыталась весной 1920 г. в западной части азиатской Турции образовать автономное государство – «Черкесскую республику». Восставшими была захвачена большая территория. Части абхазов, которая попала в «черный список», пришлось покинуть Турцию и уйти в Грецию (Македонию).

До самого последнего времени сбором материалов по абхазскому языку, мифологии, фольклору, этнографии, истории абхазов занимался Омар Бейгуа, предки которого выходцы из села Абжакуа Сухумского района. Помимо стихов, он издал четыре труда по истории и мифологии абхазов.

Абхазы, проживающие в Турции, сохранили обычаи, язык, танцы, песни, предков из Абхазии. Ими строго соблюдается абхазский этикет – Апсуара.

Выдающиеся деятели абхазской диаспоры

Абхазский историк Георгий Дзидзария отмечал: «Нашими соотечественниками за рубежом могут гордиться многие государства». Так, Египтом с 1382 по 1517 гг. управляла знаменитая черкесская династия мамлюков. В основном они были адыгами и абаза.

Важно отметить, что в средние века мамлюки и те абхазы и черкесы, которые проживали в Стамбуле, Дамаске, Каире и других городах Востока, выкупали своих соотечественников, а зачастую родившихся вне Абхазии своих сыновей отправляли на Кавказ, где они постигали рыцарский кодекс чести – апсуара, и затем возвращали отроками в страны Востока, где они делали головокружительную карьеру, добиваясь самых высоких титулов и званий, например, великих визирей (премьер-министры), полководцев Турции и др.

В XVII веке в Стамбуле при султанском дворе даже возник новый аристократический стиль «абаза», то есть ношение одежды, оружия и украшение седла на абхазский манер. Он проник даже в Польшу. Знаменитой фигурой был Хайррадин-ат-Туниси (Тунуслу Хайредин-паша, 1825–1890) из рода Лам. Он был продан в 1835 г. на рынке невольников Стамбула. Став свободным и получив образование в Стамбуле, Тунисе и Париже, Хайраддин стал выдающимся тунисским просветителем и государственным деятелем. Он возглавлял правительство Туниса, а в конце 70-х годов XIX века – Османской империи (великий визирь). Он – первый автор тунисской конституции (1861) и сочинения о политическом устройстве европейских стран, вышедшего в Тунисе и Париже.

Из числа абхазов и адыгов вышло также много известных спортсменов, чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр.

Один из самых знаменитых мамлюкских правителей Али-бей Абаза Балуткапан («Пленитель облаков») был абхазского происхождения, возможно, выходцем из Лдзаа (Пицунда). В историю Египта Али-бей вошел как человек, объединивший страну и провозгласивший ее независимость от Османской империи в 1770 году. Он правил Египтом 16 лет, с 1757 по 1773 год, которые стали переломными в ее истории. Вот почему историки и сегодня называют Али-бея основоположником нового Египта. В центре Каира стоит памятник Али-бею, на котором изображен седобородый мужчина в тюрбане верхом на коне.

В Абхазском драмтеатре в 2009 году режиссером Нелли Эшба был поставлен масштабный спектакль «Али-бей» по пьесе Дениса Чачхалиа.

Абхазского происхождения был Рауф Орбай (Ашхаруа) – премьер-министр Турции (1922-1923), главный сподвижник Кемаля Ататюрка ("отца" турецкой нации). Ашьхаруа родился в 1881 году в Стамбуле, но его родители выходцы из высокогорного абхазского общества Псху, выселенные к концу Кавказской войны в Османскую империю.

Рауфа Орбай (Ашхаруа) – премьер-министр Турции (1922-1923)

Рауф Орбай Ашхаруа Орбай окончил военно-морское и инженерное училище. Занимал различные ответственные должности, работая в США, Германии, Англии. Принимал участие в Балканских войнах и первой мировой войне. В звании подполковника был назначен главнокомандующим военно-морских сил Турции. Представлял страну на важных международных конференциях. Был руководителем турецкой делегации на Трапезундской конференции 1918 г. На борту английского крейсера «Агамемнон» но острове Лемнос 30 октября 1918 г. подписал Мудросское перемирие. Затем Рауф выступал как один из лидеров движения младотурков.

Впоследствии был обвинен в оппозиционности и удален из страны на 10 лет. Появился вновь на политической арене после прихода к власти противников Ататюрка. В годы второй мировой войны (1942) был послом Турции в Англии. Известна дружба Орбая с У. Черчиллем. Описание жизни и деятельности Орбая содержатся в 5-томном издании известного турецкого историка Джемала Кютая «От монархии – к республике. Первый в своем столетии. Хусейн Рауф Орбай (1881-1964)», вышедшем в 1992-95 гг. в Стамбуле. Каждый год в день рождения выдающегося флотоводца Министерство военно-морского флота выставляет на могиле Орбая в центре Стамбула почетный караул, а представители абхазской диаспоры приносят к его памятнику цветы.

Кериман Халис Эдже (Эбжноу)

Кериман Халис Эдже (Эбжноу)Кериман Халис Эдже (Эбжноу) – самая красивая девушка мира по версии 1932 года, она стала победительницей первого конкурса красоты "Мисс мира", проходившего в Брюсселе. Ее семья жила на территории современного Адлера, а затем переехала в Турцию, где дед будущей королевы красоты стал пашой, а дядя и тетя прославились как талантливые музыканты.

"Мисс мира" Кериман Халис встречали в Турции как героиню. На стамбульском вокзале девушку ожидала толпа поклонников. Известен случай, когда на одной из встреч Кериман Халис назвали самой красивой в мире турчанкой, на что она ответила: "Я не турчанка, а черкешенка, абаза". Фамилию Эдже Кериман Халис получила уже в 1934 году после принятия в Турции закона о фамилиях. "Эдже" – в переводе с турецкого "королева", этого имени удостоил ее сам Ататюрк.

Первая "Мисс мира" Кериман Халис Эдже скончалась в 2012 году в Стамбуле на сотом году жизни от сердечной недостаточности.

Омару Беигуаа

Омару Беигуаа (1901- 2000гг.), видному лидеру кавказской эмиграции, сопутствовал большой успех во всех сферах его деятельности. Его предки переселились в Турцию из села Абжаква Сухумского района. Получив профессию "инженера-лесовода" Омар Беигуаа работал по специальности по всей Турции, но основным делом его жизни стало изучение культуры и истории абхазского народа.

Музей О. Беигуаа

Важное значение в абхазоведении имеют две его крупные работы – "Абхазская мифология" и двухтомник "Кавказ". Омару Беигуаа принадлежат большая статья об абхазской мифологии в турецкой специальной энциклопедии, брошюра "Хазрет Ибрахим Аублаа и кавказцы", очерки по вопросам демографии и расселения турецких абхазов, абазин и убыхов. Одна из заслуг Беигуаа – это создание особого абхазского алфавита для соотечественников в Турции на латинской графической основе. Поэзия Омара Беигуаа проникнута тоской по исторической родине – Абхазии.

В 2013 году в Сухуме открылся Музей истории зарубежных абхазов имени Омара Беигуаа.

Генерал армии САР Уалид Маршан

Генерал армии САР Уалид Маршан

Большую часть абхазской диаспоры в Сирии, составляют потомки выходцев из горных абхазских обществ: Аибга, Псху, Цабал,Садзен. Видные представители абхазской диаспоры Сирии: Абаза Мамдух Хамди (Маршан) – генерал-лейтенант, начальник генштаба ВВС Сирии. Активный участник арабо-израильских войн, отмечен высшими наградами САР, иностранными орденами и медалями; Мунир Бакир (Куджба) – генерал-лейтенант, удостоен государственной награды за изобретение улучшенной электронной системы для военных подразделений; Уалид Абаза (Маршан) – генерал-майор армии Сирийской Арабской Республики, видный представитель абхазской диаспоры в Сирии; Саим Бакир (Куджба) полковник ВВС Сирии, участник арабо-израильских войн; Шараф Абаза (Маршан) – военный врач, депутат Сирийского парламента, председатель «Адыга хасэ» в Дамаске; Фадиль Арютаа – литератор, писатель, переводчик.

В связи с вспыхнувшим на территории Сирии военным конфликтом многие представители абхазской диаспоры, при содействии Комитета по репатриации Республики Абхазия, возвратились на историческую родину. Среди них была и Тадж Хейдар-Гогуа – сирийская актриса, наиболее известна по своим ролям в арабских «мыльных операх». А репатриант Ферас Исмаил – игрок сухумского футбольного клуба «Нарт», раньше выступал за молодежную сборную Сирии, в составе которой принимал участие в Кубке Азии 2011.

Министерство по репатриации.

23 марта 1993 года был создан Государственный комитет Республики Абхазия по репатриации. Эта структура создавалась в целях укрепления и развития отношений между Абхазией и многотысячной абхазской диаспорой за рубежом.

Министерство по репатриации

В числе задач – оказание помощи репатриантам в адаптации в Абхазии и создание условий для репатриации соотечественников, предки которых в результате трагических событий ХIX века были вынуждены покинуть Абхазию.

Председателями Госкомитета Абхазии по репатриации в разное время были Нугзар Ашуба, Феня Авидзба, Гиви Допуа, Аполлон Шинкуба, Анзор Мукба, Зураб Адлейба, Хрипс Джопуа, Вадим Харазия.

В Абхазии с 1998 года действует конституционный закон РА «О репатриантах», в соответствии с которым вернувшиеся на постоянное место жительства абхазы и абазины в течение 5 лет имеют статус репатриантов. В 2005 году в этот Закон были внесены изменения.

На протяжении этих 5 лет Госкомитет оказывает репатриантам посильную финансовую помощь, предоставляет жилье и земельные участки, помогает в трудоустройстве и оформлении гражданства РА, оплачивает обучение детей в дошкольных и школьных учреждениях, частично оплачивает обучение в Абхазском Госуниверситете. Для финансирования государственной программы репатриации в 1998 году был создан внебюджетный Фонд репатриации.

По информации Министерства по репатриации, со дня создания госкомитета статус репатрианта получили около десяти тысяч человек, примерно пять тысяч из них постоянно проживают в республике. В основном это соотечественники из Турции, Сирийской Арабской Республики и Иордании.

В 2013 году в рамках гуманитарной акции в результате взаимодействия МИДа Абхазии, Госкомитета по репатриации, общественных деятелей и представителей российских структур чартерными рейсами в Абхазию было перевезено около 500 сирийских абхазов.

Сирийские Абхазы

Госкомитет по репатриации в мае 2018 года реорганизован в министерство. В настоящее время Министерство по репатриации возглавляет Беслан Дбар. По его мнению, с повышением статуса госкомитета до министерства на весь коллектив возлагается большая ответственность в определении государственной политики по репатриации.

Материал подготовлен на основе открытых источников в сети интернет.
Использованы фото с сайта Министерства по репатриации