Авторизация:

В ЦСИ провели круглый стол о начале войны в Абхазии в 1992 году

В ЦСИ провели круглый стол о начале войны в Абхазии в 1992 году
фото: Апсныпресс
9 августа 2022 18:57 523
Апсадгьыл-инфо, 9 августа 2022 г.  

9 августа в Государственном музее Боевой Славы им. В. Г. Ардзинба Центр стратегических исследований при президенте Абхазии провел круглый стол, посвященный 30-летию начала Отечественной войны народа Абхазии.

Модератор встречи – директор ЦСИ Вячеслав Чирикба во вступительном слове отметил, что победа Абхазии была бы невозможна без сплочения всего народа, без умелого и решительного руководства Владислава Ардзинба и без самоотверженности бойцов абхазской армии. Отдельно Чирикба сказал, что есть еще один важный фактор – это бескорыстная помощь братских народов Северного Кавказа: адыгов, абазин, чеченцев, осетин и дагестанцев. Кроме того, помощь оказали абхазская и черкесская диаспоры во всем мире, а также добровольцы из России, Приднестровья и Южной Осетии.

«Все эти усилия слились в единый кулак, который в конце концов отбросил врага за пределы Абхазии», – сказал он.

Вячеслав Чирикба предложил собравшимся вспомнить о том, что предшествовало войне, как народ Абхазии консолидировался накануне конфликта в виде общенациональных общественных организаций, каковы были действия диаспоры, как были организованы контакты, а затем поддержка со стороны народов Северного Кавказа.

«Мы услышим ценнейшие свидетельств очевидцев и участников тех судьбоносных событий, итогом деятельности которых стала победа в этой тяжелейшей войне, и как результат воссоздание независимого абхазского государства», – анонсировал выступления спикеров директор ЦСИ.

В круглом столе приняли участие Леонид Лакербая, Сергей Шамба, Михаил Шургалин, Сократ Джинджолия, Нателла Акаба, Геннадий Аламиа, Вагаршак Косян, Олег Аршба, Гурам Гумба и Руслан Хашиг.


Леонид Лакербая рассказал про атмосферу, которая сложилась в Абхазии перед войной. По словам Леонида Ивановича, с конца 1988 года лидеры тогдашней грузинской оппозиции Звиад Гамсахурдиа и Мераб Костава на митингах и в периодической печати активно пропагандировали идею «Грузии для грузин». Она базировалась на концепции Павла Ингороква, согласно которой древние абхазы происходят от одного из грузинских племен, "новые" же абхазы мигрировали на территорию Абхазии только в XVII веке, «спустившись с гор Северного Кавказа», а Абхазия - это исконно грузинская земля.

«Из этой же серии попытка открыть Сухумский филиал Тбилисского госуниверситета, что привело к первому кровопролитию, работа Фонда Мераба Костава, которая препятствовала покупке жилья абхазами, игнорирование результатов референдума по сохранению Советского Союза, а также нападение Грузии на Южную Осетию в ноябре 1989 года», – отметил Лакербая.

Он также коснулся и нарушения Ташкентского соглашения, по которому Грузии передавалось большое количество вооружения в обмен на согласие войти в СНГ и обещание Э. Шеварнадзе не использовать оружие против Абхазии и Южной Осетии.

Секретарь Совбеза Сергей Шамба вспомнил, что в конце 80-х годов в СССР была напряженная общественно-политическая ситуация, характеризовавшаяся заметным усилением центробежных тенденций, ускоривших процесс распада Советского Союза. Нагнеталась обстановка и в Абхазии, что порождало тревогу среди населения.


«В этой фазе грузино-абхазского политического противостояния формируется массовое восприятие общности "народ Абхазии", когда большая часть населения начинает разделять идеи национально-освободительного движения. Составной частью этих новых общественных веяний становится реакция на агрессивный грузинский шовинизм. Ярким примером настроений, царивших в это время в Грузии, является высказывание писателя А. Силагадзе в газете "Литературули Сакартвело" («Литературная Грузия») от 11 сентября 1988 года, который пишет: "В Грузии ничего негрузинского не должно быть. Не грузин тоже должен стать грузином в Грузии...", – отметил Сергей Шамба.

Кроме того, по его мнению, на политический настрой русскоязычного населения республики заметно повлияло такое обстоятельство, как ориентация лидеров национально-освободительного движения Абхазии на Россию.   

Как подчеркнул Сергей Шамба, вокруг Народного форума «Айдгылара» («Единение») стали объединяться армяне, греки и русские.

«Таким образом, произошло сближение практически всех этноориентированных общественных и политических движений, которые в то время существовали в Абхазии, за исключением, разумеется, грузинских», – сказал он.

 

 

 

 

 

 

 

Для того, чтобы оставить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться!
Авторизация:
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений