Авторизация:

Гунда Микаа: в городе наш язык потерял свою функциональность

Гунда Микаа: в городе наш язык потерял свою функциональность
скриншот видео "Битый час"
13 ноября 2019 17:13 1418
Апсадгьыл-инфо, 13 ноября 2019 г.  

Преподаватель английского языка, эксперт по современным методикам преподавания иностранных языков, представитель Фонда развития абхазского языка имени Б. Шинкуба Гунда Микаа была гостем программы «Битый час», где обсуждались вопросы сохранения и развития абхазского языка. Программа выходит на одноименной странице в Facebook.

Методист отмечает, что помимо коммуникативной функции, язык должен выполнять экономическую, научную, религиозную и ритуальную функции. Только так он может сохраниться и развиваться.


«Раньше, когда большинство нашего населения жили в деревнях, наш язык выполнял все эти функции, язык жил, он функционировал на разных уровнях. Когда занимались народным хозяйством, исполнялись какие-то ритуалы, они употребляли абхазский язык. Все было связано с языком. Сейчас подавляющее большинство населения живет в городах и здесь возникает проблема, потому что в городе наш язык потерял свою функциональность. Мне бы хотелось, когда я захожу в магазин, или транспорт общественный, или в ту же школу, чтобы я везде слышала абхазский язык. Такой ситуации нет. Наш язык должен стать языком, без которого мы не смогли бы общаться между собой», - говорит Гунда Микаа.

«У нас не должно быть только абхазских школ. Я считаю, что школа должна быть едина. И во всех этих школах абхазский язык должен преподаваться на таком уровне, чтобы дети начали на нем общаться», - добавила методист.

Для того, чтобы язык выполнял коммуникативную функцию, не надо изобретать велосипед, а всего лишь нужно использовать мировой опыт, считает Гунда Микаа.


«Нужно создавать среду, в которой ребенок будет погружаться в язык. С одной стороны, это школьные и дошкольные учреждения, с другой стороны, все, что интересует ребенка, должно быть по-абхазски. Тот же интернет, те же компьютерные игры и телевизионные программы. На сегодняшний день, к сожалению, в Абхазии такая ситуация, что дома мы не всегда можем научить ребенка языку, потому что уже выросло поколение родителей, которые не говорят на абхазском. Даже есть поколение дедушек и бабушек, которые тоже не говорят на языке. Где ребенок должен научиться языку? Получается, огромную ответственность берет на себя школа. Английский язык наши дети изучают, говорят на нем, но они же не учат его дома, они учат его именно в школах и детских садах», - отмечает методист.

Представитель Фонда развития абхазского языка считает, что необходимо подготовить материал, чтобы в школах были интересные учебники и учитель преподавал язык по современным методикам. По ее словам, язык дети будут изучать только тогда, когда им будет интересно. Она считает, что можно брать в пример английскую методологию преподавания языка.

«Они учат такие моменты, которые могут использовать, выйдя на улицу, например, в тот же магазин пойти, что-то купить себе. Надо подход менять. Наши учебники прекрасные, но они должны, все-таки, обновляться. Есть много английской литературы, которой можно воспользоваться в нашем фонде. Мы переводим не просто учебник, мы переводим именно методологию. Методологию преподавания английского языка адаптируем к преподаванию абхазского языка. Главное – это функциональность языка, такой словарный запас, чтобы ребенок тут же мог его использовать. Самое главное, чтобы ребенку было интересно. Если тема, которую он изучает, не вызывает у него интереса, и не информативная, то наши усилия бесполезны. Открывая учебник, ребенок должен найти там тексты о музыке, о компьютерных играх, о спорте, о том, чем живет сегодня ребенок. Все должно быть вокруг интересов ребенка. Тогда он будет с удовольствием читать тексты, разбирать их и общаться на этом языке», - говорит методист.

По ее наблюдению, абхазский язык лучше сохранился именно в те годы, когда грузинская политика по отношению к абхазам привела к тому, что абхазский язык в Абхазии запрещали, закрывались абхазские школы.


«Интересный момент, когда нас подвергали гонениям, в 40-е годы, когда наш язык запрещали, тогда больше говорили на абхазском языке и старались его сохранить. После войны расслабились. Прошло ощущение, что сохраняя язык, мы сохраняем себя, сохраняемся как народ. Должно прийти понимание того, что потеряв язык, мы потеряем себя. Знаковые фигуры нашего общества должны говорить на абхазском языке - известные певцы, актеры, известные личности, которые прославились за границей», - говорит Гунда Микаа.

При этом методист считает, что на сегодняшний день не такая уж и плохая ситуация с языком, поскольку пока есть немало носителей языка, в том числе и среди молодежи. По ее словам, филологический факультет АГУ выпускает блестяще говорящих на абхазском языке специалистов.

«На сегодняшний день мы не можем говорить, что все очень плохо, потому что нам не надо начинать с нуля, как в Уэльсе или Басконии. У нас очень много носителей языка среди молодежи. Надо этим воспользоваться. В ближайшие пять лет мы должны общими усилиями совершить переворот в методологии, потому что потом будет очень сложно», - сказала Гунда Микаа.




Для того, чтобы оставить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться!
Авторизация:
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений