Георгий Зотов, Аргументы и факты.
За тур сюда из Гагры ломят неслабо — я нашёл предложение однодневной поездки за 19 600 рублей с человека. Из Сухума цены разнятся в зависимости от аппетитов конкретного турагентства: от 13 000 до аж 25 000 (!) рублей за поездку отдай и не греши. Пожалуй, это самые дорогие экскурсии в Абхазии, и здесь возникает вопрос — а что нам покажут за такую плату? Я убедился лично — неправильно, что гостей сюда привозят лишь на один день: бегом по достопримечательностям, и назад. В реальности бывший шахтёрский городок Ткуарчал в восточной Абхазии заслуживает того, чтобы задержаться в нём на пять дней, а то и на целую неделю. Завзятые курортники пожмут плечами — здесь же никакого моря нет, что именно в Ткуарчале делать? И будут полностью неправы!
Круто и без пляжа
Действительно, Ткуарчал расположен не на побережье, от него до пляжей полчаса ехать. Судьба у городка нелёгкая — в 1992-1993 годах, во время войны между Грузией и Абхазией, он 413 дней находился в осаде грузинских войск и неоднократно подвергался обстрелам. При СССР в Ткуарчале и соседних посёлках жили 21 500 человек, на угольные шахты высокими зарплатами заманивали людей со всего Союза — тогда шахтёр мог заработать за месяц 600-800 рублей, почти как академик. После войны, резкого падения цен на уголь и прекращения его добычи Ткуарчал обезлюдел: сейчас в самом городе живут 4 500 человек, а в шахтёрских посёлках и вовсе осталась лишь сотня жителей, в основном пенсионеров. Люди разъехались — кто во время войны, кто после — искать работу и спокойную жизнь. Чем же в принципе может быть интересен туристу столь депрессивный район? О, вы поразитесь. Прибыв в Ткуарчал, я обнаружил массу интересных локаций — тут и без пляжа легко провести время весьма круто и необычно.
Гостиницы за копейки
В первую очередь Ткуарчал поражает формой домов — они аккуратные, словно в Баварии. Это и неудивительно — шахтёрский посёлок начали воздвигать в 1942 году, и строительством занимались... пленные немцы. «Здесь эсэсовцы, настоящие звери, квартиры строили, — рассказывает местный житель Леван. — Поэтому и качество такое. Ничего не разваливается, трещин нет. Дед мой спросил одного немца — зачем так хорошо делать? Мы же тебе враги. Он вздохнул и говорит — я, может, и рад бы построить плохо, но мы иначе не умеем».
По Ткуарчалу элементарно приятно гулять, вдыхая запах сосен, растущих тут в изобилии, рассматривая дома в немецком стиле, — пожалуй, это самый «заграничный» населённый пункт Абхазии. Но что делает указанный город курортом? Радоновые источники и специальная гостиница для принятия ванн с целебной водой. В своё время сюда с трудом можно было достать путёвку — со всего СССР съезжался народ для лечения больных суставов и проблем с кожей. Остановиться в отеле в разгар туристического сезона обойдётся в... 2 600 рублей в сутки с завтраком: и это за двоих, при двухместном размещении. Такое не то что дёшево — а вообще, извините меня, копейки. Пара других гестхаусов (классом пониже) — стоят ещё меньше: 1 000 и 2 000 рублей за ночь. Имеется также и хостел за совсем смешные деньги, но там и условия спартанские.
«Мне не нужно тяп-ляп»
В последнее время развитием Ткуарчала занимается предприниматель Арлан Какубава. Он делает всё настолько грамотно, что диву даёшься: уж извините, я хорошо знаю Кавказ и особенности здешнего отдыха. Но Арлан подходит к региону не с популярной на юге точки зрения «отдай деньги и вали», а тайского или дубайского туризма — чтобы людям было интересно приезжать в Ткуарчал и их руки сами тянулись к кошельку. В момент моего посещения Ткуарчала там прокладывали асфальтовую дорогу к водопадам — Арлан обнаружил данное чудо природы совершенно случайно. Водопады очень красивые, один даже масштабом напомнил мне Бразилию — знаменитое место Игуасу, на границе с Аргентиной. К водопадам туристов поднимают джипы, и люди в восторге. Построена смотровая вышка в виде ладони, поднимаешься, смотришь на ущелье — и дух захватывает от красоты.
«Мне не нужно, чтобы сделать всё тяп-ляп и поскорее денег загрести, — объясняет Арлан. — Я хочу, чтобы всё было на совесть и туристы своими глазами видели, за что они платят. Местным жителям, продающим в „туристических точках“ домашнее вино и продукты, вежливо поясняю — будете порошковую дрянь или фальшивую чурчхелу гостям впаривать, я вас к туристам на километр не подпущу. Торгуйте только качественным товаром. Наши тему хорошо поняли, проблем пока ещё не было. И в ресторане у нас готовят отлично, стараются. Хотите попробовать?» Мальчик я довольно зажравшийся по жизни и поесть люблю. Но тут точно еда оказалась выше всех похвал.
Мрачная постапокалиптика
Ещё одна эксклюзивная вещь, привлекающая толпы туристов в Ткуарчал, — постапокалиптика. Я проехал посёлки, полностью обезлюдевшие после войны. Это реально страшно и в то же время завораживающе. Где-то живёт всего 40 человек, где-то 20. Иногда в многоэтажке обитает всего пара людей. Удивительно, что при прошествии стольких лет в квартирах есть электричество — а вот за водой ходят к колонке, на улицу: не везде вода на этажи поднимается. Как ни странно, но именно туризм возрождает посёлки. На вымерших прежде улицах появились вывески — «Горячий кофе», жители продают сувениры, чачу, вино, организовывают обеды для туристов. Фото получаются шикарные — реально, словно мир из фантастических кинофильмов о мрачном будущем. Вот руины вокзала Ткуарчала, построенного в стиле сталинского ампира, вот останки фабрики, вот обветшавшая огромная лестница, вот бывший дом культуры, вот престижные дома, где прежде давали квартиры передовикам производства.
«Я быстро понял, почему здания рушатся, — грустно улыбается Арлан Какубава. — Снега когда много на крыше и никто не убирает, она проваливается. Ну и всё, дальше приходит черёд стен. Тут были несознательные, разбирали кирпичные здания и кирпичи продавали, пришлось их разгонять. Я слышал мнения — нельзя такую разруху показывать, стыдно. Но почему? Это уже не восстановить, стоит и ветшает. А так хоть туристы приедут, своими деньгами помогут людям жить. Какая разница, если им интересно? Среди людей наших я что-то не слышал слов — „ах, как эти курортники надоели“. Напротив, приезжим все очень рады».
Я цинично спрашиваю Арлана, не случится ли такого — если при росте популярности Ткуарчала сюда хлынут туристы из России, не изменится ли качество сервиса и гостеприимства в худшую сторону? Ведь я такое уже видел, и не раз. Он отрицательно качает головой: «Нет, за это я ручаюсь. Наши граждане пережили блокаду, голод, морозы, видели смерть — и научились ценить, что у них есть, осознавая — благополучие способно быстро исчезнуть, жизнь изменчива. Чем больше российских туристов посетит Ткуарчал, тем счастливее будут его жители». И в самом деле, Ткуарчал абсолютно стоит того, чтобы не спеша пробыть здесь несколько дней, а не приехать на трёхчасовую экскурсию за бешеные деньги и галопом носиться по достопримечательностям. Здесь правда красиво и вкусно. Я понимаю, предпочтения по жизни у всех разные. Лично мне уже через трое суток тупо надоедает лежать на пляже. И в этом случае Ткуарчал как раз годится для тех, кто думает, что видел всё самое интересное в Абхазии. Уверяю вас — далеко не всё.