В Общественной палате Абхазии состоялись слушания, посвященные роли гражданских организаций в современных условиях и законодательству, регулирующему деятельность некоммерческих организаций (НКО).
Член Совета директоров Центра гуманитарных программ Арда Инал-ипа начала свое выступление в Общественной палате с оценки ситуации в общественной жизни, как сложной и даже опасной с точки зрения нарушения духа и буквы нашей демократической Конституции, сообщает Апсныпресс.
Беспокоит внедряемая практика вызовов на беседы и допросы в СГБ представителей НКО и сотрудничающих с ними людей - учителей, врачей, молодых специалистов, отметила Инал-ипа.
«Если необходима информация о нашей деятельности, почему они не приходят к нам поговорить? Мы много раз говорили: "Приходите, у нас всё открыто, всё прозрачно, каждая копейка на счету". Но они не приходят. Общество у нас небольшое, с крепкими социальными связями, когда есть какие-то вопросы, мы всегда можем поговорить, спросить друг у друга. Но, видимо, дело не в информации, а в запугивании и давлении. Эта политика началась еще при Рауле Джумковиче, но сейчас это может принять более серьёзный характер, если вовремя не обратить внимание на новые тенденции. Кому это выгодно, кому нужно настолько поднимать градус общественной напряженности? У нас живая, настоящая политическая жизнь, с оппозиционными партиями, общественными организациями. И такой подход не решит никаких проблем, а только усугубит противоречия. Сейчас информация распространяется в основном через интернет, посредством Telegram-каналов, и мы видим, как создаются каналы, специально заточенные на борьбу с гражданскими организациями, как с врагами. Кто-то работает анонимно, кого-то мы знаем», - сказала политолог.
Арда Инал-ипа обратила внимание на то, что о принятии закона об иноагентах говорится не первый год, но ни один чиновник, кто имеет отношение к этому вопросу, не проявил инициативу, чтобы узнать мнение сотрудников гражданских организаций, ознакомиться с их большим опытом.
«Вот, например, германская организация «Бергхоф-центр» уже заносится в список нежелательных. Но знают ли принявшие это решение, что именно эта организация была соорганизатором Шляйнингского процесса, который высоко оценивали абхазские участники, включая представителей властных структур. Именно там, на этих встречах, был впервые согласован первый текст соглашения о неприменении силы, который до сих пор является главным вопросом повестки Женевских дискуссий. Все это происходило на гражданской площадке, где политики конфликтующих стран встречались без галстуков. Конечно, что-то может не нравиться в работе той или иной организации, мне тоже много чего не нравится, но можно ведь встретиться, задать вопросы, переубедить. Для этого ведь не надо принимать закон, в котором вас называют иностранными агентами. Так вот, сегодня эта организация преодолевает международное игнорирование грузино-абхазской войны 1992-93 гг. Тысячи и тысячи людей слышат истории, пережитые участниками войны, истории трагедии наших людей. Это очень важная работа», - отметила политолог.
«Я понимаю, у нас есть список гармонизации. Я считаю, что этот закон, касающийся внутренней политики, попал туда необоснованно, он касается внутренней политики, взаимоотношений общества и власти. Надо уметь отстаивать своё видение, обосновывать необходимость или беспочвенность/ненадобность тех или иных реформ, исходя из интересов нашего государства. Я даже не буду говорить о том, что, если контакты с международными организациями прервутся, гораздо меньше будет возможностей доносить объективную информацию об Абхазии. Грузинские активисты очень быстро займут наше место, как это было в первые годы после войны. Я согласна, что есть очень много недругов вокруг нашей страны, и на Западе, и в других частях света, мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью и двойными стандартами, но у нас нет другой планеты, где мы хотим утвердить своё место. Совершенно согласна с тем, что мы состоялись как демократическое государство, и мы должны ценить наши завоевания, в том числе, права и свободы», - добавила Арда Инал-ипа.
Она отметила, что «в последнее время, когда читаешь эти совершенно непотребные Telegram-каналы, льющие грязь на абхазское гражданское общество, вспоминаются судьбы наших замечательных людей, убитых или замученных в застенках - и Лакоба, и Ашхацава, и Басария и многих других».
«Мне интересно - люди, которые занимаются этим законом сегодня, они читали их биографии? Очень многие из них были названы иностранными агентами и были казнены за «шпионскую» деятельность, их замучили, расстреляли, и т.д. Тогда, в 30-е и 40-е годы много преступлений совершили власти, и люди, которые в этом участвовали, может быть, не до конца понимали, к какой катастрофе это ведет. Но когда мы сегодня идём по этому пути, внедряя понятие иноагента, этого оправдания, что мы не знаем, к чему приведёт такая политика, нет ни у кого. Этого нельзя допускать», - считает Арда Инал-ипа.