8 ноября на сцене Новгородской областной филармонии имени А.С. Аренского выступит Театр Искандера со спектаклем «Игрок» в рамках Международного театрального фестиваля Ф.М. Достоевского.
Показ будет транслироваться на сайте КУЛЬТУРА.РФ. Абхазские зрители также могут посмотреть прямой эфир на телеканале «Абаза-ТВ» в 19:30.
Накануне в Великом Новгороде прошла первая репетиция искандеровцев. Прибыв в город к обеду 7 ноября, в 16 часов успели пойти на спектакль коллег в Новгородском академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского и уже в 21:00 коллектив РУСДРАМа во главе с гендиректором приступили к работе на площадке Новгородской филармонии.
Из Москвы приехал и режиссер спектакля Антон Киселюс. За один вечер постановщику предстояло ввести в спектакль 30 новых исполнителей – Концертный хор Санкт-Петербурга, который будет петь в «Игроке» отрывки из «Реквиема» Моцарта.
Однако на репетиции главным было не пение, а техническая отработка выходов хора. Даже у генералов на плацу не могло быть больше той точности, какую демонстрировали режиссер Антон Киселюс и генеральный директор Театра Искандера Ираклий Хинтба, четко разводя по сцене огромное количество людей, – солистов хора и актеров труппы, монтировщиков, световиков и звуковиков РУСДРАМа, которые в это же время занимались установкой аппаратуры.
В спектакле восемь номеров, где вступает хор, и в течение двух часов были отработаны исходные мизансцены. Как заметил режиссер, важно, чтобы хор ощутил ритм постановки и понял, как он существует в спектакле.
«Хор - одно из действующих лиц в спектакле. На протяжении всего спектакля вы в едином актерском составе постановки, - сказал Антон Киселюс, обращаясь к солистам коллектива. - За вами Моцарт и ваши прекрасные голоса, за актерами только Достоевский. Вы едины с актерами, вы их звук и их голос на этом спектакле. Помогите им! Будьте с ними. Ваше внимание к ним создает атмосферу спектакля, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда вы не поете, а просто стоите на сцене. Насколько вы сконцентрированы на актерах, настолько и зрители будут включены».
Не только пение, но и действия многоголосного хора синхронны - каждый исполнитель узнал, после какой реплики актера он должен выйти на сцену или уйти с нее. А когда вступать с артистами в спектакль, подсказывают первые аккорды концертмейстера Норы Окуджава, которая будет аккомпанировать санкт-петербургскому хору. Двоих солистов хора даже задействовали в спектакле в качестве актеров. Сцена игры в карты в «Игроке» происходит на крутящемся поворотном круге, но в филармонии его нет. По просьбе режиссера, петербургские певцы, бегая и создавая суету вокруг игроков, добиваются необходимого ощущения движения сцены.
«Фантастическая акустика!» - не сдержавшись, воскликнул на репетиции актер Гурам Квициния, прерывая свой монолог.
Об уникальной акустике старинного здания рассказывают многие, теперь и абхазские актеры ощутили плюсы новгородской филармонии.
В 23:15 из-за кулис на сцену вышли два человека в черной форме с надписью «Росгвардия». Таких действующих лиц в спектакле нет, хоть там и промышляют карточным «бизнесом», поэтому от неожиданности все замерли и стали следить за тем, к кому же они идут через всю сцену в зал. Посчитав самым главным на площадке человека, который в это время руководил проходом многочисленных поющих людей (отрабатывалась финальная сцена спектакля с хором), подошли к режиссеру Антону Киселюсу. К ним поспешил и генеральный директор РУСДРАМа, готовый взять на себя всю ответственность за происходящее в филармонии. Оказалось, охрана пришла предупредить, что репетицию надо завершить не позже 12 ночи.
Новгородская областная филармония имени А.С. Аренского находится на территории Новгородского кремля (также Новгородский детинец) – крепости Великого Новгорода, которая является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Новгородский детинец, как часть исторического центра Великого Новгорода, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И соответственно, это режимный объект, въезд и выезд из которого строго регламентируется и согласовывается заранее.
Напоминание сотрудников Росгвардии было своевременным, так как искандеровцы опять заработались, и не следили за часами. А Антон Киселюс, чтобы разрядить обстановку, вспомнил случай из своей режиссерской практики, когда к нему на репетицию однажды уже приходили сотрудники милиции.
«Как-то репетировал спектакль, и было такое, пришли предупредить, чтобы не шумели после 23 часов. Тот спектакль идет до сих пор с успехом. В этом хороший знак, когда милиция врывается на репетицию. А к нам на репетицию пришла Росгвардия», - с улыбкой сказал он.
Амра Амичба из Великого Новгорода для Апсадгьыл-инфо.