Ордена Леона Государственный ансамбль народного танца «Шаратын» имени Эдуарда Бебия вновь без репетиционного зала.
За весь послевоенный период ансамбль поменял около десятка мест репетиций. Бывало, что по полгода ансамбль не репетировал. Последние три года «Шаратын» выступал в малом зале Госфилармонии. На днях здесь открыли актовый зал для проведения малых концертов.
Коллектив «Шаратына» обращается к президенту решить проблему с ремонтом помещения, выделенного ансамблю постановлением Правительства в ноябре 2017 года.
Художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля «Шаратын», Народный артист Абхазии Руслан Бебия рассказал Апсадгьыл-инфо о сложившейся в ансамбле ситуации.
25 ЛЕТ БЕЗ РЕПЕТИЦИОННОГО ЗАЛА
Становился на спинку стула для того, чтобы как-то сверху увидеть артистов
Неделю назад мы опять остались без репетиционного зала. Директор филармонии Руслан Хаджимба, где мы почти последние три года работали, с пониманием относился к нам. Три года, в маленьком зале, шириной в шесть метров, я его называл плацкартом, мы называется, что работали. Я, как художественный руководитель, как главный балетмейстер, как Народный артист, не мог заниматься творчеством, создавать новые танцы. А хотелось очень. Становился на спинку стула для того, чтобы как-то сверху увидеть артистов. Зал был настолько узок, что дышали друг другу в лицо.
В летний период девушки падали в обморок из-за нехватки воздуха. Это было настолько «привычно», что я уже привык к этому.
Я сегодня не худрук, не главный балетмейстер, я не творческий работник, я превратился в сторожа. Я занимаюсь инструментами, сценическими костюмами, открываю двери, закрываю двери. И так 25 лет бездарной работы.
Мы, как кочующие артисты. За это время нам приходилось проводить репетиции в таких учреждениях, как Культпросветучилище, сухумские СШ №1, №2, № 9, Дом культуры «Апсны» и т.д. А иногда оставались и на улице, не работали месяцами.
В одном из учреждений, где нам разрешили заниматься после долгих переговоров с руководством, однажды нам сказали, что нельзя ходить через основной вход. Это произошло после того, как там окрасили полы. Мы, как партизаны, это была уже не война, ходили через другую дверь, откуда трудно было пройти. Через два часа стучали и напоминали, что нам уже пора домой.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА «ШАРАТЫН»
Отец не спал ночами. Эти люди были настоящие фанаты своего дела
Коллектив создавался в конце 60-х годов. Я был маленьким, но помню тот период. Отец, Эдуард Бебия, в тяжелейших условиях создавал этот коллектив после окончания ГИТИСа. Он учился у великого балетмейстера Большого театра Михаила Лавровского. Это был первый абхаз, кто поступил именно на балетмейстерское отделение вуза.
Он снимал однокомнатную квартиру в центре Сухума, ездил по селам, смотрел талантливых юношей, выбирал лучших, а у стариков подсматривал, как они танцуют, делал записи. Некоторые артисты жили с нами в тяжелейших условиях, но работа была на первом месте. Они уходили в 8 утра и до 12 ночи репетировали. Отец не спал ночами. Эти люди были настоящие фанаты своего дела.
Это маленькие примеры того, как все начиналось. Через такие трудности прошел мой отец, создатель ансамбля Эдуард Бебия, и учитель, в первую очередь.
В 1970-м году ансамбль выступил с первым концертом. Спустя 8 лет молодежный ансамбль «Шаратын» получил статус государственного.
Чтобы рассказать историю создания ансамбля, мне не хватит и всей жизни.
ГАСТРОЛИ «ШАРАТЫНА»
«Шаратын» опять за рубежом», - говорили коллеги, услышав об очередной поездке ансамбля
До войны «Шаратын» проехал, у меня записаны все города, где побывал ансамбль, около 70 процентов стран нашей планеты, начиная со Шри-Ланки, Марокко, Туниса, Алжира. Практически всю Европу объездили. Не говорю уже о гастролях по Союзу. Каждый год ездили по республикам. «Шаратын» знали и знают до сих пор, как бренд Абхазии, как национальное достояние, как визитная карточка.
Коллективы Северного Кавказа, мне сейчас артисты говорят, в то время, с завистью следили за зарубежным гастрольным графиком ансамбля. «Шаратын» опять за рубежом», - говорили коллеги, услышав об очередной поездке ансамбля. Многие из этих ансамблей сейчас стали академическими.
Визитной карточкой Грузии считался ансамбль «Сухишвили-Рамишвили», в Абхазии это был «Шаратын». На гала-концерте в Москве, во время закрытия 12-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1985 г., когда главный режиссер объявил, что «Шаратын» будет закрывать фестиваль, он предварительно смотрел все танцы, Нино Рамишвили, бросив сигарету, вышла и ушла. Представляете, какой был уровень.
«ШАРАТЫН» И ВОЙНА
Командиры батальона «Шаратын» – Аркадий Чачхалия, Даур Акаба, Руслан Кулава посмертно награждены званием Героя Абхазии
Когда война началась, «Шаратын» находился на гастролях в Турции. Попав в уже оккупированный грузинскими войсками Сухум с большими сложностями, мы свои сценические костюмы и инструменты оставили у одного знакомого. Дом его был позже разграблен, все вещи пропали. После окончания войны, в 1994 году Эдуард Бебия ездил по республикам Северного Кавказа, к братским коллективам, и собирал по одной, по две, по три черкески. В том же 1994 году были Дни мастеров культуры Абхазии в Москве, и мы могли дать только один номер. Наш первый выход после войны был таким.
Во время войны нашими артистами был сформирован батальон «Шаратын». К ним примкнули и другие защитники Отечества. Многие сложили головы за Родину, четыре Героя Абхазии, трое из них – командиры батальона «Шаратын» – Аркадий Чачхалия, Даур Акаба, Руслан Кулава награждены посмертно. После войны трагически погиб Герой Абхазии Тамаз Джопуа, которого мы все называли «Малыш».
Указом Президента Абхазии Владислава Ардзинба в 1995 году за боевые заслуги ансамбль «Шаратын» был удостоен Ордена Леона.
После победного окончания трагической войны, Эдуарда Вахайдовича Бебия, человека, который никогда не падал духом, подкосила болезнь. Он очень переживал из-за гибели ребят, которых он считал своими сыновьями.
Стоял вопрос о существовании «Шаратына» – его детища.
Мой старший брат Беслан, который 30 лет проработал в «Шаратыне», в 1994 году практически воссоздал заново коллектив.
ЗАРАБАТЫВАЙТЕ САМИ!
Великие платят за искусство жизнью, а мелкие зарабатывают им на жизнь
В настоящее время ансамбль «Шаратын», как никогда, нуждается в поддержке. Это такие необходимые моменты, как пошив новых сценических костюмов, обновление инструментов, которым уже десятки лет,
необходимость репетиционного зала. Это единственный государственный коллектив, который не имеет репетиционного зала.
Все это препятствует гастрольной деятельности нашего коллектива. В рваных азиацках (танцевальная мужская обувь) и заштопанных костюмах, нет желания выходить на сцену. «Шаратын» не привык так выступать. Даже отчетный концерт не могу провести из-за отсутствия нормальной сценической одежды.
Когда мы выступаем, говорю светорежиссеру, что нам нужен полумрак. Телевидение жалуется, что нас не видно. Но я не могу рваные костюмы показывать, им по 25 лет. Инструменты есть и моего возраста. А мне 53 года.
В таких условиях говорить нам: зарабатывайте сами, не совсем корректно. Наверное, больше меня никто не заинтересован в том, чтобы мы выступали, пропагандировали национальное искусство, и зарабатывали деньги.
«Культура – то есть, я имею в виду ту часть культуры, которая действительно является культурой, - никогда не самоокупалась. Если бы Ван Гогу платили такие деньги, за какие его картины продаются сейчас, он, разумеется, не нуждался бы в помощи государства или мецената. Но чтобы его работы так подорожали, ему, увы, понадобилось умереть», - сказал великий композитор и дирижер Юрий Темирканов.
Он же сказал, что «великие платят за искусство жизнью, а мелкие зарабатывают им на жизнь».
Мне хочется сказать, что между культурой и политикой существует более тесная связь, чем между культурой и экономикой.
К культуре нужно относиться не как к бизнесу и развлечению, а как к одному из важнейших условий прогрессивного движения страны и народа.
На людях, занимающихся искусством, лежит особая миссия. Танцоры – это атлеты Бога. Именно с такими танцорами нам удалось сохранить в тяжелейших послевоенных условиях, на протяжении 25 лет то, что называется «Шаратыном». Ансамбль воспитал около 500 артистов, среди них более 40 человек имеют звание «Заслуженный артист РА», пятеро - народные артисты. Они все озабочены нынешним положением ансамбля, и задаются вопросом, в чем провинился «Шаратын», что столько лет, практически, находится на улице?
Когда наши коллеги из России узнают, что у нас нет базы, они не могут в это поверить. Они в недоумении спрашивают, как возможно, чтобы ансамбль сохранился все эти годы без элементарных условий для существования. Ведь они считали и считают «Шаратын» брендом Абхазии, а Эдуарда Бебия – патриархом абхазской хореографии.
Не знаю, в какой стране такое бывает, чтобы без культуры люди чувствовали себя полноценными членами общества.
СОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
При министерстве культуры всегда был художественный совет
При президенте России существует совет по культуре, куда входят видные деятели культуры, искусства, литературы, где ставятся, порой и неудобные вопросы, говорят о насущных проблемах, спорят. Президент в курсе всех важных вопросов, они решаются.
Я не говорю, что обязательно надо при президенте создавать совет. Но при министерстве культуры всегда был художественный совет. Считаю, что его нужно возобновить. Когда сообща работаешь, результаты лучше. Это полезно. Тогда не будет кумовства, блата, родственных отношений при принятий решений.
ЗАЛ ДЛЯ РЕПЕТИЦИЙ
Когда какая-либо культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником
В молодости, после института, я думал, что я многое понимаю и достиг в творчестве. Но именно сейчас, когда мне 53 года, имея за плечами дополнительный опыт, изучив глубже наши обычаи, традиции, фольклор, стал по-другому понимать важность и значимость неисчерпаемой абхазской национальной хореографии. Самое время, когда все задумки нужно воплотить в жизнь, вывести на сцену наши исторические, героические, драматические темы, быт абхазов, пропагандируя их за пределами страны. Ведь столько еще нетронутых тем.
В конце 2017 года я объяснил всю ситуацию, сложившуюся вокруг «Шаратына», тогда премьер-министру Беслану Барциц. Через какое-то время вышло постановление Кабинета министров о выделении «Шаратыну» актового зала в здании, где находится СОИ, за что огромная благодарность от всего коллектива.
Первый шаг сделан. Сейчас стоит вопрос ремонта этого зала.
Когда какая-либо культура чувствует, что приходит ее конец, она посылает за священником, говорил Карл Краус.
Уважаемый Рауль Джумкович, обращаемся к вам всем коллективом наконец-то решить проблему с ремонтом выделенного помещения в ознаменование 50-летия нашего ансамбля, который будет отмечаться в 2020 году. Очень надеемся, что в юбилейный год мы сможем зайти в новый зал и работать во благо нашей страны.
Ордена Леона Государственный ансамбль народного танца «Шаратын» имени Эдуарда Бебия призер 11 Всемирного фестиваля фольклорного танца в Тунисе, дипломант 12 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, 4-кратный победитель Международного фестиваля танца в Самсуне (Турция). В фестивале-конкурсе «Чонан хунтарион» в Южной Корее занял первое место.