Авторизация:

Лариса Хаджимба: говорят, грузинский переговорщик был потрясен и даже сказал: «Какой позор нам»

Лариса Хаджимба: говорят, грузинский переговорщик был потрясен и даже сказал: «Какой позор нам»
28 февраля 2021 20:43 3956
Апсадгьыл-инфо, 28 февраля 2021 г.  

Ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Лариса Хаджимба на своей странице в Facebook опубликовала свои воспоминания об операции по освобождению поселка Чайфабрика села Маркула от грузинских вооруженных формирований, которая была проведена в конце февраля 1993 года.

Приводим полный текст ее воспоминаний:

«27-28 февраля 1993 года. День самого жестокого боя Меркульского батальона за освобождение посёлка Чайфабрики, который удерживали госсоветовские войска.

План операции был разработан командиром отряда разведки «Сова» Александром Жук (Саша) так же командирами Меркульского батальона Зарандия Зауром (Лакут) и Квеквескири Тенгизом (Папаз).

Дата операции была утверждена на 28 февраля. В батальон прибыли дополнительные отряды из Кутола, Члоу и других соседних сел, отряд добровольцев и отряд из г. Ткуарчал.

Из тяжелой техники был Танк Т-51 «Тигр» командир Кесян Габриэль, легкий Танк «Ласточка» командир Адлейба Валерий, и БТР. Накануне отряд из около 15 человек ушел в разведку. Для части отряда это станет их последний поход, но они еще не знают об этом.

Возможно, произошла предательская утечка информации, потому что отряд разведчиков ждала засада, укрывшаяся в дзотах. Группа попала в окружение, завязался бой, часть разведчиков смогла прорваться, тех, кто получил ранения, госсоветовцы взяли в плен. Их за волосы потащили к машине и увезли в центр Очамчиры - Александр Жук, Заур Зарандия (Кузьмин), Джамал Турнанба, Ира Курская, Рудольф Адлейба (Рудик), Джамбул Адлейба, Мурман Ашуба, Игорь Акаба, Тамаз Адлейба.

Обезумевшие и жаждущие мести бойцы смешанного батальона и боевая техника начали проведение операции с одним желанием и одной целью - биться до смертного конца, но уничтожить врага оккупированного поселка.

Два дня шло сражение. Заканчивались боеприпасы, в танках закончились снаряды, бойцы выбивались из сил, но продолжали наступать. Танк «Тигр» пошел на таран и заставил грузинские танки отступить. Бойцы проявляли чудеса мужества, те, у кого закончились патроны и автоматы кипели в руках, перешли на рукопашный бой штыковыми ножами, прикладами.

Возле ног комбата Лакута упала граната, но не взорвалась, он схватил ее и бросил обратно, граната разорвалась в воздухе. Пороховой дым стоял столбом, тут и там раздавались громкие приказы командиров, грохотали автоматные очереди, воздух и землю сотрясали взрывы. От ярости и героизма абхазов, враг дрогнул и с криками «Мишвелет» трусливо бежал.

Меркульский поселок Чайсовхоза был полностью освобожден от захватчиков, и это была легендарная битва. От поселка остались одни руины как после Сталинграда, но мы продвинули линию фронта, и показали врагу, что они воюют не с крестьянами, а с настоящими воинами, умеющими защитить свою землю, свою семью, свою Родину.

Госсоветовцы объявили перемирие для обмена пленными и убитыми.

Мы знали, что некоторые пленные живы. Назначили время обмена. В центре села собрались почти все сельчане и родственники пленных, затаив дыхание ждали сообщение от радиста. Наконец он высунулся из окна штаба и радостно сказал: «Грузины согласились на выдачу пленных!» Народ ликовал. Мы, медсестры, и местный житель Сергей Адлейба, обмыли всех убитых грузинских боевиков, надели на них чистое белье, которое принесли женщины, сверху накрыли чистыми белыми простынями, затем на носилках погрузили в машину и отправили к линии фронта на обмен, меняли убитых на раненых, но живых.

Меркульцы вспоминают это событие, как самое жуткое, страшное зрелище, леденящее кровь. То, что было после, потрясло нас, мы воевали с фашистами, садистами, убийцами, а не с солдатами.

На обмене грузинский переговорщик залез на колесо грузовика и посмотрел в кузов. Приготовленные к обмену грузинские боевики лежали в ряд, у них были подвязаны челюсти, руки сложены на груди, белые простыни закрывали тела, он приподнял простынь и увидел обмытое тело, одетое в чистые вещи. Говорят, переговорщик был потрясен и даже сказал: «какой позор нам».

Наши пленные, которых мы ждали живыми, были убиты. За два часа перед выдачей их жестоко пытали. Сашу Жука живым посадили на металлический арматурный штырь, Иру Курскую, которая была ранена, тыкали штык-ножом, ее грудь была в ожогах от сигарет, тело в синяках, Турнанба и Зарандия подверглись жестоким пыткам, братья Адлейба, Ашуба, Акаба погибли от пыток и ножевых ранений. Они лежали, залитые кровью, в серых пятнах пыли, в одном нижнем белье, с голыми торсами, даже ничем не накрытые. Конечно, грузинскому переговорщику было чему поражаться, возможно, он увидел, что абхазы, несмотря на войну, остаются людьми, христианами, в отличие от грузинской армии.

Наши разведчики приняли мученическую смерть. Память о них увековечена в истории Абхазии.

Вечная Слава и Память доблестным сынам и дочерям, сумевшим дать отпор подготовленной, вооруженной армии врага, и отстоять свое историческое право за Независимость Абхазии ценою своих жизней!»

##

 

 

Для того, чтобы оставить свой комментарий, Вам необходимо авторизоваться!
Авторизация:
 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений