Кризисы в отношениях России и Абхазии возникают не в первый раз, отмечает ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Алексей Токарев.
«Но нет ничего трагического — команды будут работать, кризис будет преодолен с пользой, надеюсь, для обеих сторон, — сказал РБК эксперт. — То, что мы сильно влияем на абхазскую жизнь в сферах экономики и безопасности, это очевидно. С политической точки зрения в Абхазии консенсус — это союз с Россией. Но тут важно подчеркнуть, что абхазские элиты не хотят объединения с Россией, — речь именно о союзе с сохранением абхазской идентичности».
Обеим сторонам важно научиться понимать друг друга, считает эксперт. «Очень часто на наши отношения с Абхазией накладывается меркантильная логика из серии «если мы оплачиваем ужин, то мы выбираем музыку». Да, все понимают, что мы оказываем огромную помощь Абхазии. Но это не значит, что мы можем взаимодействовать с ней без уважения и без учета национальных особенностей, — продолжил Токарев. — Сухуму, в свою очередь, важно понимать, что Россия — союзница, которая ему неоднократно помогала, и что воспринимать ее в стиле «дайте денег, а мы тут сами разберемся» неверно. Вот эти две максимы нужно объяснять по обе стороны границы».
Россия с 1 сентября приостановила социальные выплаты в Абхазии, которые получали учителя, врачи и работники силовых структур республики. Кроме того, осенью и грядущей зимой Москва будет поставлять ей электроэнергию по коммерческой цене.
Действиям России предшествовало внесение в июле в абхазский парламент так называемого закона об апартаментах (полное название — «О некоторых мерах по повышению уровня социально-экономического развития Очамчырского, Ткуарчалского и Галского районов Республики Абхазия»), инициированного аппаратом президента республики. Оппозиция и общественные организации выступили против, аргументировав это тем, что реализация инициативы в полном объеме нарушит демографический баланс в стране.