Показ комедии Мольера «Тартюф», приуроченный к 20-летию спектакля, прошел в РУСДРАМе в пятницу, 24 июля.
Премьеру своего дипломного спектакля нынешние известные в стране актеры театра сыграли 24 июля 2000 года. Режиссером-постановщиком был их мастер, педагог по актерскому мастерству в студии при Русском театре Мераб Читанава. Спектакль, заложивший начало творческому пути артистов новой труппы, на протяжении многих лет идет с неизменным успехом у зрителей.
Он отметил неоценимую роль заместителя гендиректора РУСДРАМа по творческим вопросам, режиссера-постановщика Нины Балаевой в сохранении Русского театра Абхазии и его развитии.
«Я должен отдельно отметить роль Нины Балаевой, которая восстановила спектакль в 2014 году. Ее вклад в то, что вообще сегодня Русский театр Абхазии существует, неоценим», - сказал Хинтба.
Состав участников спектакля за многолетнюю историю претерпевал некоторые изменения. Из первого состава в юбилейном показе участвовали - заслуженный артист Абхазии Джамбул Жордания, Симона Спафопуло, Марина Скворцова, Дмитрий Щукин и Анна Гюрегян. Из молодого поколения артистов со старшими коллегами выступали – Кирилл Шишкин, Мадлена Барциц и Эмиль Петров.
Мама актера Кирилла Шишкина впервые посмотрела «Тартюф», когда он ввелся в спектакль на роль Валера - молодого человека, влюбленного в Мариану.
«Спектакль замечательный. Рубен Депелян в роли Тартюфа великолепен. Хочется отметить и всех остальных актеров, и Кирилла Шишкина, конечно. Я не могу быть к нему объективной, но тем не менее. Сегодня просто была феерия. Полтора года мы не видели спектакль и с нетерпением ждали. Очень правильное решение, что не убрали из репертуара за столько лет. Тема пьесы Мольера актуальна на все времена», - заметила Елена Шишкина.
Комедийная пьеса Мольера, написанная в 1664 году, ставилась на сценах театров по всему миру и сохраняется в репертуаре до нашего времени.
Действие спектакля происходит в доме Оргона. В доверие к хозяину дома втирается молодой человек по имени Тартюф. Оргон смотрит на гостя как на чудо: молодой, ученый, скромный, благородный, набожный, бескорыстный. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, как пытается показать себя, Оргон считает неблагодарными, погрязшими в грехах людьми. Но истинная сущность Тартюфа вскоре проявляется.
«Интересно было наблюдать, как аферист выпутывается из своей же лжи. А сцены соблазнения жены хозяина от смущения заставляли смеяться в ладошку, - поделилась зрительница Асида. –Так много зрителей пришли посмотреть комедию, людям нужны положительные эмоции. Даже дезориентированная зрительница, которая перепутала кресло в театре с диваном в своей гостиной, сидя на котором можно с подругой обсуждать спектакль по ходу действия, не смогла испортить впечатления от просмотра комедии «Тартюф». На мое «Тсс-с» она обиделась, к сожалению. Но что поделать, надо уметь себя вести в театре».
На спектакле по приглашению руководства Театра Искандера присутствовала вдова режиссера Мераба Читанава – поэтесса Гунда Квициния. По ее словам, всех родных и близких режиссера очень радует, что в РУСДРАМе сохранили творческое наследие режиссера.
Она заметила, что после премьерного показа в
2000 году новое развитие получил Русский театр Абхазии.
«И сегодня все видят, какой успех у РУСДРАМа, как он востребован среди зрителей и какие качественные спектакли ставятся в театре, - сказала Гунда Квициния. - Спектакль «Тартюф» стал неким символом для Русского театра, его возрождения в послевоенные годы. В культурной жизни страны спектакль стал событием тогда. Помню, и другой состав спектакля, сегодняшний состав тоже великолепно сыграли».
Многие из зрителей смотрели «Тартюф» двадцатилетней давности. И невольно переносились во времени, вспоминая свои ощущения и сравнивая их с нынешними впечатлениями. Руководитель пресс-службы Администрации Сухума, журналист Мадина Бганба 20 лет назад делала репортаж с премьеры для Абхазского телевидения и вспоминает, что спектакль произвел на нее сильное впечатление.
«Всегда помню про спектакль «Тартюф» двадцатилетней давности. Я делала репортаж и считаю его одним из лучших моих сюжетов о культуре, потому что сама была очарована этим спектаклем. В послевоенное время мы были не избалованы театральными постановками, и мне он показался гениальным спектаклем. Думала, как в Абхазии можно поставить такой спектакль. Я записывала для репортажа искусствоведа Алексея Аргун. Он рассказал, что спектакль «Тартюф» в свое время он смотрел в Париже, и отметил, что постановка Мераба Читанава была лучше той, что он видел во Франции. Он был приятно удивлен, что такого уровня спектакль поставил в Абхазии режиссер Мераб Читанава», - вспоминает Мадина Бганба.