фото: tonkosti.ru
Анакопийская крепость
Анакопия, древняя столица Абазгского княжества и Абхазского царства, раскинулась на вершине Апсарской горы. Древнейшая постройка Анакопии – крепость, сооруженная во II-IV веках н. э. Стены Анакопийской крепости были сложены из хорошо отесанных и пригнанных каменных блоков, ширина некоторых достигает 60 сантиметров. Попасть внутрь крепости можно было только через небольшие ворота, построенные на южной стене из трех огромных монолитов тесаного известняка. Самым важным оборонительным сооружением крепости была четырехэтажная четырехугольная Римская башня, с верхнего этажа которой просматривались окрестности.
В древнем могильнике на территории Анакопии вместе с человеческими останками археологи обнаружили железные мечи, кинжалы и копья. В III-IV веках н. э. анакопийские ремесленники производили, помимо оружия, сельскохозяйственные орудия и украшения (кольца, браслеты, стеклянные бусы, статуэтки). В IV веке Анакопия была крупнейшим городом на юго-востоке Абазгии, а впоследствии стала резиденцией правителей Абхазии.
В VIII веке в крепости обосновался абхазский владетель Леон I. При нем Анакопия стала столицей Абхазского царства, он же руководил обороной Анакопии во времена арабского нашествия и разгромил осаждавшее Анакопию арабское воинство под предводительством известного полководца Мурвана Кру (Глухого). После этого сокрушительного поражения арабы больше никогда не вторгались в Абхазию. Анакопия почти на сто лет стала политической и духовной столицей Абхазии.
Анакопийский храм
В это время, на рубеже VIII-IX веков, у северной стены цитадели на самом краю обрыва, был построен храм в честь великомученика Феодора Тирона. Анакопийский храм неоднократно перестраивался, первоначальные очертания сохранила лишь его алтарная часть в виде широкой полуциркулярной апсиды. От древнего здания остались также надписи на греческом языке и известняковые плиты с изображением рыбы, кипарисов, креста и других раннехристианских символов. Сейчас эти фрагменты, собранные вместе, находятся в алтарной части.
На протяжении многих веков в Анакопийском храме хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. По легенде, однажды афонские иноки увидели в море огненный столб. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви. Утром обнаружили они икону на стене, над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой, а желает быть Хранительницей. Тогда монахи построили надвратный храм во имя божией матери и поместили чудотворный образ в него.
Живая анакопийская вода
В скале рядом с храмом вот уже несколько веков существует вытесанная из камня цистерна, которая всегда наполнена чистейшей водой. На дне этой емкости исследователи обнаружили углубление диаметром около метра и глубиной 25 см, сквозь которое в емкость просачивается вода, судя по всему, карстового происхождения.
В 2008 году была проведена реставрация Анакопийской крепости, восстановлена сторожевая башня, на которой устроена смотровая площадка. Приведены в порядок склоны Апсарской горы и дорога, ведущая на вершину.
По материалам Сухумо-Абхазской епархии
История Новоафонского монастыря началась в 1874 году, когда царское правительство выделило монахам русского Пантелеимоновского монастыря из греческого Афона территорию нынешнего Нового Афона и большую денежную субсидию. Выбор места был не случаен. По преданию, именно здесь в I веке н. э. погиб от рук римских легионеров апостол Симон Кананит, проповедовавший христианство среди народов Западного Кавказа. Да и сама гора напоминала очертаниями Старый Афон.
Начало обители
В 1875 году монахи приступили к строительству монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова, а в 1879 году царь Александр II утвердил «Устав Новоафонского монастыря».
По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей и был одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля. Монастырский комплекс состоит из шести храмов: надвратный храм – Вознесения Господня и храм Святого апостола Андрея Первозванного, в честь преподобных отцов Афонских, во имя мученика Иерона и в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Самым величественным сооружением монастыря является собор во имя великомученика Пантелеимона.
В северо-западной части монастыря расположена 50-метровая колокольня, под ней находятся помещения трапезной, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками.
На церемонии освящения главного престола соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты, которые и сегодня украшают башню колокольни. На месте встречи настоятеля монастыря и царя была построена часовня. Тропу, по которой царь прошел от причала до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали царской аллеей.
Новоафонский монастырь - крупнейший религиозный центр
Монастырь Святого апостола Симона Кананита превратился в один из крупнейших религиозных центров на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря находились в Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, а в 1902 году – одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил. Была открыта церковно-приходская школа для подготовки местного населения к церковной деятельности. Около 700 монахов возносили молитвы Богу в Новом Афоне.
Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников, среди которых – представители всех сословий от крестьян до князей, а также деятели искусства, литературы. Среди посетивших монастырь - наместник Кавказа великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, император Николай II, писатели Антон Чехов и Максим Горький.
Монастырь получил широкие права и для хозяйственной деятельности. При обители работало несколько заводов: свечной, кирпичный, маслобойный, конский. В садах, на склонах гор выращивали не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны и мандарины. Кроме хозяйственной деятельности послушники занимались и просветительской: учили грамоте абхазских мальчиков, раздавали местным жителям религиозные книги.
Монастырь располагал собственной железной дорогой. Паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель.
Век двадцатый – век испытаний и возрождения
С 1917 года для монастыря начались тяжкие испытания. В течение нескольких лет монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт «за контрреволюционную агитацию». В годы советской власти он долгое время пребывал в запустении, затем монастырские помещения использовались как склады, туристическая база отдыха и историко-краеведческий музей. Во время Отечественной войны 1992-1993 гг. здесь располагался военный госпиталь.
Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучала живая церковная музыка и мужской хор, наладилось монастырское хозяйство. В стенах монастыря образовано епархиальное училище.
В 2001 году в Новоафонском монастыре было открыто духовное училище и регентская школа.
В 70-е годы прошлого века монастырь серьезно пострадал: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры. В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола.
По материалам Сухумо-Абхазской епархии
Самым величественным строением Новоафонской обители и главным храмом всего монастырского комплекса является собор Святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Он был воздвигнут в 1888-1900 годах по проекту Н. Н. Никонова при участии настоятеля монастыря игумена Иерона. Всю каменную работу выполнили умельцы-греки во главе с Христофором Пуло, переселившиеся в Сухум из Трабзона. Проектируя Новоафонский монастырь, Никонов использовал в его композиции формы неовизантийского стиля, применявшиеся в церковном зодчестве России конца XIX – начала XX века.
Торжественная закладка первого камня в фундамент собора состоялась 24 сентября 1888 года при непосредственном участии императора Александра III. Храм возводился двенадцать лет и был освящен 29 сентября 1900 года. На службе одновременно могли присутствовать более трех тысяч человек.
Архитектурные и стилистические особенности соборного храма
Существенным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, стало расположение четырех боковых глав: они были установлены по осям пространственного креста, что сближало облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор не оставил без внимания и некоторые бытовые аспекты, способствовавшие облегчению монастырской жизни: увеличил пространство интерьера за счет создания хоров, расширил объем центральной апсиды, предусмотрел боковые входы в жертвенник и дьяконник.
Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и 50-метровой колокольней над входом в монастырь. Собор был построен в центре просторного двора внутри четырехугольника, его четыре придела посвящены святителю Николаю, святому князю Александру Невскому, святой Марии Магдалине и великомученику Георгию Победоносцу.
В главном алтаре на престоле размещалась модель собора, а за престолом – кипарисовый, обложенный серебром крест. У правого клироса под резной сенью находилась большая в драгоценной ризе храмовая икона великомученика Пантелеимона, переданная из Старого Афона в 1876 году в благословение новой обители. Перед иконой располагалась серебряная гробница с частицей Древа Животворящего Креста Господня, мощей великомученика Пантелеимона и других святых. В правом приделе святителя Николая была установлена икона Спасителя.
Богатая роспись интерьера создана в 1911-1914 годах при настоятеле архимандрите Иларионе. Работы выполняли мастера из села Палех Владимирской губернии и группа московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Мастера попытались сохранить напоминание о традициях Старого Афона, в то же время отражая российский колорит.
В центральном приделе на апсиде находится изображение Божией Матери, благословляющей всех молящихся в храме. На западной стене над главным входом в собор изображена сцена Страшного суда. Справа и слева по периметру собора расположены сюжеты, отражающие все основные православные праздники.
Фрески отличаются сочетанием голубых, коричневых и золотистых тонов. Стенные росписи Пантелеимоновского собора являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы.
По материалам Сухумо-Абхазской епархии
фото: kurortyumorya.ru
Христианские святыни Псырцхи
Местность Псырцха привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот святого великомученика Симона Кананита.
Путь к пещере апостола начинается у древнего храма IX-X вв. Тропа проходит мимо искусственного водопада и небольшого запруженного озера. По пути можно встретить несколько христианских святынь: это источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек.
Симон Кананит на земле абазгов
Церковное предание называет землю, на которой проживали абазги и апсилы, Уделом Богородицы. После дня Пятидесятницы, когда сошедший на апостолов Святой Дух наделил их даром многоязычия для евангельской проповеди в иных странах, ученики Иисуса решили бросить жребий, определяющий каждому его миссионерский удел. Святая Мария также хотела посвятить себя благовествованию, однако апостолы отговаривали ее ввиду опасности.
В конце концов, было решено, что Богородица примет участие в жребии, но затем выберет одного из апостолов, чтобы он проповедовал за нее на этой земле сверх собственного долга. Для проповеди в своем уделе Богородица избрала Симона Кананита – своего пасынка, сына Иосифа Обручника от первого брака, близкого ей по духу и родству. Повинуясь ее воле, он после проповеди у бриттов, отправился на восток, в Абазгию, и до конца своих дней жил среди абазгов.
В Абазгии апостол избрал для проживания и служения небольшой грот в красочном ущелье реки Псырцха. Симон Кананит жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Приходившие сюда люди слушали евангельскую проповедь о Боге, который стал Человеком, и во искупление грехов людей, отдал свою жизнь, об апостолах и Богородице, которая волей жребия должна была нести благую весть абазгам. Рассказы Симона об Уделе Богородицы соответствовали традиционным абхазским представлениям об их земле как об уделе Анцва, Божьей земле. Это облегчило его миссию, послужив быстрому распространению новой веры. Симон Кананит стал национальным святым и основателем одной из самых древних христианских общин.
Двадцать веков спустя
Грот Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. Монахи-отшельники прорубили в пещере вход (апостол входил в свою обитель через узкое отверстие в своде), построили лестницу из известковых плит. Они выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры.
По материалам Сухумо-Абхазской епархии
фото: fotokto.ru
Огромная карстовая полость Новоафонской пещеры объемом 3 млн. куб. м представляет собой сложную систему лабиринтов. Ее первооткрыватель - житель Нового Афона художник Гиви Смыр. Он первым рискнул спуститься в провал, который на протяжении многих десятилетий местные жители обходили стороной.
Пещера была открыта для посетителей в 1975 году. Общая протяженность маршрута внутри пещеры около 2 км, он проходит сквозь 8 залов, стены и потолки которых богато декорированы натечными образованиями: сталактитами, сталагмитами и сталагнатами. Температура воздуха в пещере всегда постоянная - +11 градусов. (Рекомендуем взять с собой кофту или легкую куртку.)
Рейсы поездов мини-метро в глубины пещеры отправляются примерно каждые 20 минут по мере формирования экскурсионных групп. В дни, когда поток туристов не иссякает и к вечеру, возможны и поздние рейсы, но лучше планировать свой визит в подземное царство не позднее 18.00.
фото: http://chydesa-mira.ru/ozero-ritsa-abxazia/
Озеро Рица, пожалуй, самое известное в Абхазии место отдыха, одно из чудес природы. Оно расположено на высоте около 950 метров над уровнем моря и окружено со всех сторон горами, поросшими густым лесом. С юго-запада над озером возвышается гора Пшегишха (2222 м над уровнем моря), с востока - Арихуа (Рихва) (2700 м), с севера - скалистый массив Ацетук с вершинами Агапста (3261 м) и Ацетук (2546 м). В древности через перевал Ацетук проходила главная горная тропа этого района.
Озеро Рица образовалось в результате тектонического опускания долины реки Лашпсы на стыке двух геологических структур: известняков и порфиритов. Протяженность озера около 2000 м, наибольшая глубина - 150 м. Помимо Лашпсы, в него впадают пять рек, а вытекает единственная река Юпшара. Вода озера насыщенного зеленовато-голубого цвета, но в зависимости от времени года может менять свой цвет. Прозрачность воды колеблется от 1 метра весной, до 10 метров зимой. Вода в озере никогда не замерзает, а в августе температура воды поднимается до +17 - +20 градусов. В озере обитает ручьевая форель.
История открытия озера
Местные охотники и пастухи знали о существовании озера давно, но впервые оно было нанесено на карту в 1865 году. В 1895 году с вершины хребта Ацетук его увидел и описал известный русский ботаник, географ и путешественник Николай Альбов. Первое научное исследование озера Рица осуществила научная экспедиция «Крымско-Кавказского горного клуба» в 1919 году. В 1930 году озеро впервые появилось в путеводителе «Абхазские Альпы», составленном С. Анисимовым. С этого момента озеро Рица становится туристическим объектом.
фото: attravel.ru
Лечебный курорт
От озера Рица дорога продолжается в глубь Рицинского реликтового национального парка. Спустя 16 км пути вдоль реки Лашпсы, притока реки Ауадхара, открывается курортное местечко Ауадхара, которое расположено на высоте 1650 метров над уровнем моря. На просторных полянах, расположившихся в котловине гор, удобно расположиться лагерем или устроить ночевку перед покорением окрестных вершин. Природа этих мест почти девственна, растительность разнообразная и обильная, а речки - быстрые и прозрачные.
Ауадхарская минеральная вода
Место вокруг одноименной реки Ауадхары известно многочисленными выходами (более 20) на поверхность источников лечебной минеральной воды «Ауадхары». Разведочные бурения здесь начались с 1946 года. Ближайшими аналогами Ауадхарской минеральной воды являются Боржоми (Грузия) и Виши (Франция). Эти три минеральные воды принадлежат к одной группе. Их главными составными элементами являются гидрокарбонат, натрий и углекислота. Ниже всех температура и минерализация у Ауадхарской минеральной воды, но она, в отличие от своих аналогов, содержит сравнительно больше углекислоты и закисного железа. В состав воды входят также биологически ценные микроэлементы: бром, мышьяк, кремниевая кислота, йод.
Бутылочная Ауадхарская минеральная вода благотворно влияет на организм при хроническом заболевании органов желудочно-кишечного тракта, хроническом холецистите, гастрите. Однако имеются и некоторые противопоказания.
Маршруты от Ауадхары
От Ауадхары в разных направлениях расходятся тропы и туристические маршруты, которые проходят через горные перевалы Анчхо, Дамхурц, Пыв. Здесь начинаются известные и популярные у туристов маршруты на озеро Мзы, в Долину семи озер, к водопаду в долине реки Лашпсы. Через перевал Анчхо дорога ведет к высокогорному селу Псху.
Ауадхара прекрасно обжита местными пастухами, пригоняющими сюда в начале лета стада, везде можно видеть пастушьи балаганы - временные бревенчатые постройки, служащие пастухам в это время года жилищем.
фото: ok.ru
Слева у обочины на 13-м километре дороги в окружении горных камней голубеет маленькое озеро удивительно яркого цвета, который не меняется даже в ненастье. Голубое озеро образовалось у подножья горы Цхына на высоте 100 метров над уровнем моря, его глубина около 25 метров, диаметр - всего 20 метров. Озеро представляет собой карстовый колодец с чистейшей водой ярко-голубого цвета, который объясняется тем, что дно озера покрыто отложениями минерала лазурита. Уровень воды в озере всегда постоянный, избыток вод сбрасывается по камням в Бзыбь. Температура воды в Голубом озере в любое время года не выше +14 градусов у поверхности и около +6 градусов на глубине.
фото: apsnyadventure.com
В пяти километрах к северо-западу от Рицы находится еще одно озеро - Малая Рица. Водная гладь протяженностью 200 м лежит в гигантской карстово-провальной воронке на высоте 1248 м над уровнем моря. Котловина озера образовалась вследствие обвала, ее глубина около 100 метров. Вода в озере очень чистая и прозрачная, просматривается до 18 метров в глубину, ведь в озеро не впадает ни одна речка, его питают подземные источники. Температура воды на поверхности значительно выше, чем в озере Большая Рица, в июле она достигает +18 градусов. Цвет воды сине-зелёный, иногда - ярко-бирюзовый.
Озеро с прозрачной водой
Со всех сторон Малую Рицу «охраняют» величественные горы, подступая к ней вплотную. С южной стороны озера над ним высится известняковый обрыв горы Пшегишха со свежими осыпями, спускающимися прямо к воде. В зеркальной глади озера отражаются леса, небо и плывущие по нему облака. В озере водится единственный его обитатель - гребенчатый тритон, занесенный в международную Красную книгу, да еще по зеркальной поверхности воды скользят на длинных тонких ножках жуки-плавунцы.
фото: ok.ru
На 18-м километре дороги на озеро Рица ущелье разветвляется, через узкий проход в отвесных скалах в Бзыбь впадает река Гега, самый крупный ее приток. По боковой ветке дороги можно добраться до красивейшего Гегского водопада, струи которого с шумом падают с высоты 20 метров. А сразу за развилкой начинается Юпшарский каньон, по дну которого протекает небольшая река Юпшара, берущая свое начало в озере Рица. Вода в Юпшаре, отфильтрованная известняками, кристально чистая, зелено-голубого оттенка.
Отсюда начинается удивительный по красоте Юпшарский каньон, заросший вековыми самшитами, покрытыми мхом и плющом, который гирляндами свисает со скальных карнизов. На 29-м километре открываются грандиозные стены огромной природной крепости, это - Юпшарские ворота. Они находятся на высоте около 400 метров над уровнем моря.